Может ли судья в отставке работать адвокатом

В этой статье юрист Евгения Санарова отвечает на вопрос «Может ли судья в отставке работать адвокатом?»

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос судьи, пребывающего в отставке и получающего ежемесячное пожизненное содержание, по вопросу возможности его трудоустройства на государственную службу в управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Абзац первый пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 12.11.2018) «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей) устанавливает общие условия, наличие которых обязательно для работы пребывающего в отставке судьи, а также определяет исчерпывающий перечень видов органов, учреждений, объединений, в которых допускается работать судье в отставке:

судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин — 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, может быть назначен на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

Согласно абзацу второму того же пункта 4 на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются, в частности, требования, установленные подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей. Таким образом, в отношении судей в отставке, независимо от возраста и судейского стажа, не действует запрет занимать государственные должности, а также должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром.

Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 27.06.2016 N 518 утверждено заключение комиссии Совета судей Российской Федерации по этике, разъясняющее, что в период замещения судьей, пребывающим в отставке, независимо от возраста и судейского стажа должностей, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, наряду с оплатой на замещаемых должностях сохраняется назначенное судье ежемесячное пожизненное содержание.

Прохождение государственной службы и муниципальной службы регулируется Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации», другими федеральными законами, определяющими особенности прохождения отдельных видов государственной службы, Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Государственная, муниципальная служба как вид профессиональной служебной деятельности граждан осуществляется на должностях государственной, муниципальной службы, которые включены в соответствующие реестры. Именно такие должности судья в отставке вправе замещать независимо от возраста и стажа работы в качестве судьи.

Поэтому поступление пребывающего в отставке судьи на государственную гражданскую службу в управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (то есть замещение должности государственной гражданской службы в данном органе) не нарушает требований, предъявляемых к судье в отставке Законом о статусе судей.

В государственных, муниципальных органах могут предусматриваться должности, не являющиеся должностями государственной или муниципальной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, не является государственной службой и регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

Для работы судьи в отставке на таких должностях необходимо наличие условий, названных в абзаце первом пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей, — стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достижение возраста 55 лет (для женщин — 50 лет).

Следует также учитывать, что правило о допустимости замещения судьей в отставке должностей государственной, муниципальной службы не отменяет обязательность соблюдения им других требований, ограничений, установленных Законом о статусе судей.

Так, например, судья в отставке, работающий в должности, разрешенной законодательством о статусе судей, не должен выступать в качестве представителя по делам нанимателя (работодателя), поскольку это ведет к нарушению требования, установленного подпунктом 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей.

Поэтому рассматривая возможность поступления на государственную службу любого вида, судья в отставке всегда обязан учитывать конкретный объем функциональных обязанностей по замещаемой должности, с тем, чтобы при осуществлении профессиональной служебной деятельности не возникало противоречий между интересами службы и статусом судьи в отставке.

Закон о статусе судей не запрещает судье в отставке быть госслужащим в управлении Минюста по субъекту Федерации. При этом судья всегда обязан учитывать конкретный объем обязанностей по замещаемой должности, чтобы при осуществлении служебной деятельности не возникало противоречий между интересами службы и статусом судьи в отставке.

Читайте также:  Сколько адвокатов может быть в конституционном суде

Приведем извлечение еще из одного определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 7 июня 2006 г. N 41-Г06-10.

Постановлением Законодательного Собрания Ростовской области N 291 от 15 июня 2000 года К. был избран мировым судьей судебного участка N 4 Ленинского района г. Ростова-на-Дону.

С 2 апреля 2003 г. К. являлся судьей в отставке в соответствии с п. 2 ст. 15 Закона РФ О статусе судей в Российской Федерации .

По результатам вышеуказанной проверки, решением квалификационной коллегии судей Ростовской области от 17 февраля 2006 г. отставка К. прекращена 17 февраля 2006 г. в связи с нарушением положения п. 3 ст. 3 Закона РФ О статусе судей в Российской Федерации .

Считая данное решение квалификационной коллегии судей Ростовской области незаконным, К. обратился в Ростовский областной суд с заявлением, в котором просил отменить решение квалификационной коллегии судей о прекращении его отставки.

По делу постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе К. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.

Как следует из материалов дела, мировой судья К., находящийся в отставке, с 29 апреля 2003 г. работает адвокатом и является членом Адвокатской палаты Ростовской области.

Пунктами 3 и 4 ст. 3 Закона РФ О статусе судей в Российской Федерации предусмотрены правила, касающиеся видов деятельности, которыми вправе заниматься судья, пребывающий в отставке.

Согласно п. 4 данной нормы Закона судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин 50) лет, вправе работать, в том числе в общественных объединениях.

С учетом изложенного суд правильно пришел к выводу о том, что судья, пребывающий в отставке, вправе работать адвокатом, при условии стажа работы в должности судьи не менее 20 лет либо при достижении возраста 55 (женщины — 50) лет.

Судом установлено, что на момент ухода в отставку К. не имел стажа работы в должности судьи 20 лет и возраста 55 лет не достиг.

Пунктом 6 ст. 15 Закона РФ О статусе судей в Российской Федерации предусмотрено, что судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные п. 3 ст. 3 настоящего Закона.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ решение Ростовского областного суда от 24 марта 2006 г. оставила без изменения, кассационную жалобу К. — без удовлетворения.

Согласно абз. 4 ст. 132 ГПК к исковому заявлению прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца.

По общему правилу, возникновение гражданского процесса (возбуждение гражданского дела) возможно только по заявлению заинтересованного лица, т.е. лица, обратившегося в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

Данное правило реализует положения, закрепленные в ст. 46 Конституции и в ст. 9 ГПК, согласно которым реализация права на судебную защиту и осуществление гражданских прав зависит от собственного усмотрения гражданина и организации.

Таким образом, воля лица, обращающегося в суд за защитой своих прав, должна быть ясно выражена и подтверждена документально.

Учитывая это, можно сделать вывод о том, что любое процессуальное действие лица, совершаемое им от имени другого лица, должно быть подтверждено представляемым лицом.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 135 ГПК судья возвращает исковое заявление в случае если исковое заявление не подписано или исковое заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд.

Следовательно, в случае если исковое заявление (жалоба) подписано одним лицом, а предъявлено в суд другим лицом, представитель должен предъявить доверенность, в которой должны быть указаны его полномочия на подачу искового заявления (жалобы) в суд.

Отсутствие такой доверенности является основанием для принятия судьей решения о возвращении искового заявления в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 135 ГПК и об оставлении жалобы без движения в соответствии с ч. 1 ст. 341 ГПК*(120).

Дата добавления: -07-08 ; просмотров: 541 | Нарушение авторских прав

+7 (495) 740 23 29

Москва, ул. 1-я Брестская, д. 43

Постоянное действующее арбитражное учреждение Арбитражная палата при Союзе ОКС готов квалифицировать государственных судей в отставке в третейские судьи и пригласить на работу

Читайте также:  Сколько адвокатов может быть у подсудимого

Поправки наделяют судей в отставке правом работать третейскими судьями (третейский судья может быть одновременно трудоустроен в три третейских суда) и получать гонорары.

ВСЕМ ЖЕЛАЮЩИМ ПРОЙТИ КВАЛИФИКАЦИЮ ДЛЯ РАБОТЫ В НАШЕМ ТРЕТЕЙСКОМ СУДЕ НЕОБХОДИМО ОТПРАВИТЬ ЗАЯВКУ НА ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В случае возникновения вопросов позвоните нам и мы обязательно ответим 8 (495) 740 23 29

В письме-заявке необходимо указать:

1) Фамилия Имя Отчество

2) Город проживания

4) Контактный телефон

5) Общий стаж работы в государственном суде

6) Последнее место работы

7) В случае наличия и по желанию следующие сведения:

— опыт преподавательской деятельности

— награды и благодарности

— членство в общественных и профессиональных объединениях

— прочие навыки и знания

ЕСЛИ ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПИСЬМА-ЗАЯВКИ У НАС ВОЗНИКНУТ КАКИЕ ЛИБО ВОПРОСЫ МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО СВЯЖЕМСЯ С ВАМИ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ!

Мы обязуемся ответит Вам не позднее чем через 5 рабочих дней с момента получения Вашей заявки!

Если у Вас нет возможности отправить электронное письмо, то Вы можете отправить заявку обычным письмом на адрес нашего суда Москва, ул. 1-я Брестская, д. 43

Конституционный суд (КС) РФ отказался менять нормы закона, по которым отставка судьи прекращается, если он начинает работать в качестве адвоката. Прекращение отставки судьи лишает его права на ежемесячное пожизненное содержание.

Однако КС не поддержал его позицию. Решив стать судьей, человек добровольно принимает как преимущества, так и ограничения, которые накладывает этот статус, отмечается в решении.

Заявитель считает очевидным, что такие запреты для судей в отставке, в том числе и представлять интересы граждан в качестве адвокатов, не соответствуют ни одной из приведенных им гарантий, закрепленной в Конституции РФ.

Между тем, напоминает Кокунов, прекращение отставки судей лишает их права на установление ежемесячного пожизненного содержания по достижении возраста 50 и 55 лет (соответственно – женщины и мужчины).

Конституционный суд отметил, что, выбирая путь судьи, гражданин добровольно принимает условия, ограничения и преимущества, с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус, и выполняет требования согласно установленной законом процедуре.

Отставкой судьи является его почетный уход с должности, при этом за ним сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности, принадлежность к судейскому сообществу, напоминает КС.

Одновременно с этим на него распространяются запреты и ограничения, вытекающие из статуса судьи, в том числе и запрет осуществления определенной оплачиваемой деятельности, за исключением ее отдельных видов, признает он.

Позиция высшего суда за восемь лет не изменилась: он вновь указывает, что в случае трудоустройства судьи в отставке адвокатом его статус прекращается с целью обеспечения независимости, беспристрастности и авторитета судебной власти .

Таким образом, пришел к выводу КС, отсутствуют основания считать положения закона О статусе судей противоречащими Конституции РФ.

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

от 25 января 2018 г. N 7-КЭ

СУДЬИ В ОТСТАВКЕ ЗАМЕЩАТЬ В СИСТЕМЕ СЛЕДСТВЕННОГО

КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНЫЕ ДОЛЖНОСТИ,

КРОМЕ ДОЛЖНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос о праве судьи в отставке замещать в системе Следственного комитета Российской Федерации такие должности, не связанные напрямую со следственной работой, как должности начальника дежурной части; начальника отдела процессуального контроля; начальника отдела по приему граждан и документальному обеспечению; начальника организационно-контрольного отдела; начальника отдела кадров следственного управления; старшего помощника руководителя следственного управления по оперативному учету и статистике.

Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (ред. от 08.12.2016), требования которого распространяются и на судей, пребывающих в отставке, возможность судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности допускает лишь в той мере, в какой это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 2 статьи 14).

В пункте 4 статьи 3 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 28.12.2016) «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей) обозначены условия и виды деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься (помимо разрешенной в силу подпункта 5 пункта 3 той же статьи педагогической, научной и иной творческой деятельности):

«Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин — 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

Читайте также:  Что может адвокат на продлении

На судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктами 1, 11 и 12 пункта 3 настоящей статьи».

Указанная норма Закона о статусе судей перечень видов деятельности, которые может осуществлять судья, пребывающий в отставке, разделяет в зависимости от стажа работы в должности судьи и возраста судьи, пребывающего в отставке:

— только в том случае, если судья в отставке замещает государственную должность, должность государственной службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы, является третейским судьей или арбитром (подпункт 1 пункта 3 статьи 3), возраст и стаж работы в качестве судьи не имеют значения;

— всякую другую разрешенную пунктом 4 статьи 3 деятельность (включая работу в органах государственной власти) судья в отставке вправе осуществлять при наличии у него стажа работы в должности судьи не менее 20 лет либо по достижении указанного в законе возраста.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой; сотрудники Следственного комитета — федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Отдельные должности в Следственном комитете могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, которые проходят службу в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2010 N 403-ФЗ (части 2 и 5 статьи 15 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации»).

Пункт 4 статьи 4 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации» к следователям относит: следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации, следователя-криминалиста, старшего следователя-криминалиста.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации следователь является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, — должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной названным Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (статья 38).

Принципиальный запрет для судей, пребывающих в отставке, занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, обусловлен наличием у судьи особых полномочий принимать окончательное решение по вопросам, затрагивающим права, свободы и обязанности лиц, обращающихся за судебной защитой. Этот запрет установлен в целях недопустимости умаления авторитета судебной власти и направлен на исключение ситуаций, ставящих под сомнение беспристрастность и объективность суда, рассматривающего дело. Такие ситуации возможны, если кроме судей, рассматривающих дело, кто-то из участников уголовного судопроизводства также обладает статусом судьи (судьи в отставке).

Что же касается других должностей в системе Следственного комитета Российской Федерации, то из содержания пунктов 3 и 4 статьи 3 Закона о статусе судей не следует запрет на замещение таких должностей судьей, пребывающим в отставке.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в целом полномочия Следственного Комитета Российской Федерации реализуются именно в сфере уголовного судопроизводства и основной задачей всех органов системы Следственного комитета Российской Федерации является расследование преступлений.

Опосредованная связь с расследованием преступлений, с организацией работы следователей и т.п. может проявиться (в большей или меньшей степени) при исполнении обязанностей по конкретной замещаемой должности — в зависимости от функциональных обязанностей сотрудника, что может при определенных обстоятельствах стать поводом для заявлений, жалоб, усложняющих последующее рассмотрение уголовного дела судом.

Поэтому рекомендации относительно того, совместимо ли со статусом судьи замещение конкретной должности (исключая должность следователя) в системе органов Следственного комитета Российской Федерации, всегда требует детального изучения функциональных обязанностей по конкретной должности.

Каждый судья, пребывающий в отставке, рассматривая возможность этой работы, обязан самостоятельно определять наличие таких функциональных обязанностей по замещаемой должности, выполнение которых несовместимо со статусом судьи в отставке.

Читайте также:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector