В этой статье юрист Евгения Санарова отвечает на вопрос «Когда впервые появился термин адвокат в нормативных актах в россии?»
До этого времени роль адвокатов выполняли стряпчие, ходатаи по делам. Определенных требований для занятий этой деятельностью не существовало, как отсутствовала и какая-либо их организация. В большинстве случаев ходатаями по судебным делам выступали лица, не имевшие не только юридического, но и любого иного образования.
Не могли стать присяжными поверенными: 1) лица, не достигшие двадцатипятилетнего возраста; 2) иностранцы; 3) лица, объявленные несостоятельными должниками; 4) лица, состоявшие на государственной службе или занимавшие выборные должности, за исключением занимавших почетные или общественные должности без жалованья; 5) лица, подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;
6) лица, состоявшие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, т. е, которые, находившись под судом за такие преступления или проступки, не были оправданы судебным приговором; 7) лица, исключенные со службы по суду, из духовного ведомства за пороки или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам сословий, к которым они принадлежали; 8) лица, которым по приговору суда воспрещалось хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных.
Присяжные поверенные приписывались к судебным палатам и избирали место жительства в одном из городов округа той палаты, к которой они были приписаны.
Российская адвокатура по праву может гордиться тем, что в ее состав вошел ряд выдающихся юристов. В частности, в год учреждения адвокатуры присяжными поверенными стали В.Д. Спасо- вич, Д. В. Стасов, А. И. Урусов, К. К. Арсеньев, В. И. Танеев,
А. М. Унковский, А, Н. Турчанинов, В. П. Гаевский и др. [2]
Совет присяжных поверенных создавался следующим образом. Присяжные поверенные округа судебной палаты, если их было не менее двадцати, входили в судебную палату с просьбой о разрешении им избрать совет. Судебная палата назначала одного из своих членов для председательствования на общем собрании присяжных поверенных (ст. 359 Учр. суд. уст.). Назначенный член судебной палаты вызывал всех присяжных поверенных округа на определенный день и по прибытии не менее половины вызванных открывал общее собрание, на котором и избирали председателя, товарища председателя и членов совета. При этом выборы на каждую должность производились отдельно (ст. 359 Учр. суд. уст.). Для избрания требовалось набрать простое большинство голосов. При равенстве голосов, полученных несколькими кандидатами на одну должность, избранным считался тот, «кто прежде записан в список присяжных пове-
Учреждением судебных установлений были также предусмотрены функции совета присяжных поверенных, к которым относились следующие.
5. Назначение по очереди присяжных поверенных для ведения дел лиц, обратившихся в совет с просьбою о назначении им присяжных поверенных.
6. В случае разногласий между клиентами и присяжными поверенными о сумме вознаграждения при отсутствии письменного договора определение суммы по таксе.
8. Наложение взысканий на присяжных поверенных.
Присяжным поверенным запрещалось покупать или иным образом приобретать права своих доверителей по их тяжбам не только на свое имя, но и на имя других лиц. Подобные сделки считались недействительными, присяжные поверенные за их совершение подвергались ответственности по решению советов присяжных заседателей (ст. 400 Учр. суд. уст.).
Присяжный поверенный не мог осуществлять свои обязанности в суде, если это было направлено против его близких родственников (ст. 401 Учр. суд. уст.).
Присяжный поверенный не имел права разглашать тайны своего доверителя не только во время производства по делу, но и после его окончания и даже в случае устранения от дела (ст. 403 Учр. суд. уст.).
Весьма актуальным в этическом плане был вопрос о гонораре присяжного поверенного.
Одним из нарушений адвокатской этики в Российской Империи была самореклама, ставшая последствием конкуренции в среде присяжных поверенных. «Нужно ли объяснять, — писал
В. Д. Спасовича служила примером для лиц, посвятивших себя адвокатуре, содействовала выработке профессиональных принципов и черт адвокатуры, неписаных норм поведения присяжных поверенных 3 .
Суды, выдававшие свидетельства частным поверенным, имели право накладывать на них дисциплинарные наказания либо по своей инициативе, либо по предложению прокурора. Меры дисциплинарного взыскания были аналогичны применяемым в отношении присяжных поверенных: предостережение, выговор, запрещение практики, исключение из числа поверенных.
Несмотря на популярность и увеличение количества адвокатов в России, их не хватало для удовлетворения потребностей населения в правовой помощи, В 1S97 г. на одного адвоката приходилось 29 800 чел., к 1910 г. — 17 900 чел.’
Существенные изменения в деятельности адвокатуры произошли после революционных событий октября 1917 г.
В 1920 г. коллегии правозащитников были распушены. План привлечения адвокатов к трудовой повинности, утвержденный Третьим Всероссийским съездом работников юстиции 29 июня 1920 г., предусматривал создание системы периодического привлечения юристов, работавших в частных или государственных учреждениях, к ведению дел на основе обязательной трудовой повинности.
Переход к новой экономической политике (НЭП) увеличил спрос на квалифицированные юридические услуги, которые не могли в полной мере оказать работники отделов юстиции и юристы в порядке трудовой повинности. Это обусловило предпосылки создания организации адвокатов.
Надзор за деятельностью коллегий был возложен на суды, исполнительные комитеты, прокуратуры. В частности, стенограммы всех заседаний коллегии обязаны были направлять в прокуратуры и суды, а два раза в год в губернский суд президиум представлял отчеты о работе коллегии.
Закон об адвокатуре установил, что коллегия адвокатов образуется по заявлению группы учредителей, состоявших из лиц, имевших высшее юридическое образование, или по инициативе исполнительного и распорядительного органа Совета народных депутатов. Данное предложение об образовании коллегии следовало направить в Министерство юстиции союзной республики, которое предоставляло его для утверждения и регистрации в Совет Министров союзной республики. Адвокатами могли статьлишь граждане, имеющие высшее юридическое образование. Лица, не имевшие стажа работы по юридической специальности или имевшие стаж менее двух лет, могли быть приняты в коллегию после стажировки от шести месяцев до одного года, а лица, имевшие стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, могли быть приняты в члены коллегии при условии прохождения испытательного срока продолжительностью до трех месяцев.