Что нового в россии адвокатура была создана реформами

В этой статье юрист Евгения Санарова отвечает на вопрос «Что нового в россии адвокатура была создана реформами?»

В результате усвоения материалов данной главы студент должен:

  • • причины и условия реформирования отечественной адвокатуры;
  • • основные положения нормативных правовых актов и программных документов, связанных с реформированием адвокатуры;

• анализировать и толковать правовые нормы в сфере организации адвокатуры указанного периода;

• навыками самостоятельной работы с источниками права и документами, отражающими функционирование адвокатуры в конце XX — начале XXI в.

Уровень развития адвокатуры — индикатор состояния демократии в обществе, один из признаков реальной защищенности прав человека.

Вопреки положению Концепции судебной реформы в ст. 48 Конституции РФ 1993 г., регулирующей право каждого на квалифицированную юридическую помощь, об адвокатуре ничего не говорится. Она упоминается лишь при разграничении полномочий между РФ и субъектами РФ.

Серьезные проблемы возникли и с принятием нового закона об адвокатуре, проект которого был подготовлен еще Союзом адвокатов СССР; в начале 90-х гг. XX в. появились и российские законопроекты, разработанные как объединениями адвокатов, так и депутатами высших органов власти, а также правительственными структурами. Не было, пожалуй, такого месяца, чтобы в адвокатских кругах не обсуждали те или иные ситуации, возникающие в связи с законотворческой деятельностью или складывающейся в адвокатуре и вокруг нее обстановкой.

Так, предусматривалось сохранение статуса за всеми адвокатами, если они отвечают ряду требований. В частности, они должны быть членами коллегии адвокатов, образованной в соответствии с законодательством СССР и РСФСР и действующей на территории РФ на дату вступления в силу нового закона.

Закон урегулировал порядок организации и проведения учредительных собраний (конференций) адвокатов в субъектах РФ. Такие собрания должны были пройти не позднее 1 декабря 2002 г., на них образовывались адвокатские палаты субъектов РФ и избирались их руководящие органы, а также по три делегата на первый Всероссийский съезд адвокатов.

Коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, созданные до вступления в силу нового федерального закона, были обязаны в течение шести месяцев со дня регистрации адвокатской палаты субъекта РФ привести свои организационно-правовые формы в соответствии с законом. Для межтерриториальных коллегий адвокатов этот срок исчислялся со дня регистрации адвокатской палаты того субъекта, в котором осуществлена государственная регистрация данной межтерриториальной коллегии адвокатов в качестве юридического лица.

Закон в и. 4 ст. 43 определял, что созданные до 1 июля 2002 г. коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, основанные на членстве и отвечающие признакам некоммерческой организации, должны быть реорганизованы путем выделения, разделения или преобразования в одно или несколько адвокатских образований тех организационно-правовых форм, которые предусмотрены комментируемым законом, а процедура реорганизации ранее действовавших коллегий адвокатов определялась в п. 6—23 ст. 43.

Важно, что вновь возникающие путем преобразования коллегии адвокатов являются иной организационно-правовой формой, чем ранее действовавшие.

В случае реорганизации коллегии адвокатов, образованной до 1 июля 2002 г., путем выделения и разделения к вновь возникающим адвокатским образованиям переходила часть имущества и (или) имущественных прав ранее действующей коллегии адвокатов. При этом в соответствии с НК РФ (по состоянию на 1 октября 2002 г.) налоговые льготы в силу подп. 14 п. 3 ст. 149, подп. 8 п. 2 ст. 251 сохранялись только за адвокатами — членами коллегий адвокатов.

До формирования совета ФПА РФ на советы адвокатских палат субъектов РФ возлагались разработка и утверждение временного положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов на присвоение статуса адвоката; перечень вопросов, предлагаемых претендентам; утверждение форм именных бюллетеней для голосования членов квалификационной комиссии при принятии решений по вопросу о приеме квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката; утверждение форм именных бюллетеней для голосования членов квалификационной комиссии при принятии заключения о наличии или об отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм К11ЭА, о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей.

Читайте также:  Как поступить на адвоката в николаеве

Согласно новому закону не позднее 31 января 2003 г. должен был состояться первый Всероссийский съезд адвокатов, организация проведения которого возлагалась на федеральный орган юстиции (Минюст России) и адвокатские палаты субъектов.

Первый Всероссийский съезд адвокатов состоялся 31 января 2003 г. в Москве, в Колонном зале Дома союзов. С приветствиями к съезду обратились Президент РФ и Председатель Правительства РФ, высшие руководители всех правоохранительных органов страны.

Первый Всероссийский съезд адвокатов избрал совет ФПА РФ, утвердил ее устав и КПЭА. Завершение структурирования адвокатуры на новых началах знаменовало наступление современного периода деятельности российской адвокатуры.

Вопросы для самоконтроля

1. Юристы С. и Р. в январе 1994 г. вступили в межтерриториальную коллегию адвокатов № 2 Энской области. Им выдали удостоверения адвокатов, бланки соглашений и ордеров на защиту по уголовным делам, а также заверенные документы о создании названной коллегии в установленном законом порядке.

В начале февраля 1994 г. С. и Р., заключив соглашение на защиту с гражданином Т., обвиняемого в краже, прибыли в следственное подразделение милиции. Однако следователь милиции заявил, что такой коллегии он не знает, а о создании коллегии ему не сообщали, и к участию в допросе подзащитного не допустил.

Правомерны ли действия следователя? Что должны были предпринять адвокаты в этой ситуации? Аргументируйте свои суждения. [2]

Правомерно ли решение органов юстиции? Каковы должны были бы быть действия 3. ?

Может ли к П. быть предъявлен иск о защите чести и достоинства, если да — то кем? Этичны ли высказывания П.?

Правомерны ли действия председателя президиума?Каковы, на ваш взгляд, были бы оптимальными для ведения адвокатской деятельности решения адвокатов на этапе реорганизации адвокатуры ?

1. Адвокатура России : учебник для магистров / под ред. С. С. Юрьева. — 3-е изд. — М.: Юрайт, 2015. — (Глава 5).

Нормативные правовые источники

Мир давно уже стал глобальным, международная конкуренция во всех сферах обостряется, и право занять достойное место на внутреннем и международном рынке юридических услуг имеют юристы стран с сильной национальной конкуренцией и быстрой реакцией законодателя. Это подтверждает пример европейских коллег, в частности, Франции. Пример, увы, отрицательный. В связи с непродуманными действиями тамошних властей 15 лет назад, страна потеряла 70% внутреннего рынка юридических бизнес-услуг в пользу транснациональных юридических компаний. Сегодня до 80% крупных сделок во Франции сопровождают английские и американские юридические фирмы. И в этой связи интересен пример Китая и Индии. Осознавая опасность потерять рынок юридических услуг, власти этих стран законодательно утвердили протекционистские меры, которые не дают возможности иностранным компаниям доминировать в сфере оказания юридических услуг.

Из текста госпрограммы очевидно: базовому игроку этого рынка, адвокатуре, Правительство России дает крайне неудовлетворительную оценку.

Необходимо отметить, что уровень развития адвокатуры является индикатором состояния цивилизованного эффективного государства. Право на справедливое судебное разбирательство и квалифицированную юридическую помощь адвоката является частью фундаментальных прав и свобод человека, которые закреплены в международных конвенциях и декларациях, а также в Конституции РФ. Учитывая государственную важность адвокатуры для соблюдения конституционных и других прав, очевидно, что это — законодательно регулируемая государством деятельность, т. е. государство (законодатель) создает и регулирует общие условия выполнения этой деятельности.

Вместе с тем адвокатура должна быть организована в рамках профессионального самоуправления и самоконтроля, совершенно независимых от любых органов общественной (государственной) власти. Адвокат – по сути состязательного процесса, неотъемлемый участник судопроизводства, смелый и профессиональный оппонент нарушителям прав и свобод человека, как правило, наделенных властью. Адвокат — последняя надежда человека в борьбе с произволом и коррупцией за свои права. Имея смелость профессионально защищать других, должно хватать смелости в признании ошибок и изъянов профессии.

Читайте также:  Как стать адвокатом в республике беларусь

Суть реформирования института адвокатуры состоит в повышении ответственности и компетентности адвокатов в обмен на предоставление им гарантированной экономически привлекательной части рынка юридических услуг. Программа предусматривает переход к единому адвокатскому статусу для всех, кто занимается юридическими консультациями, оговорен и переход к адвокатской монополии на представительство интересов в суде. Адвокатская монополия позволит допускать к защите интересов граждан только настоящих профессионалов.

Мнения ученых по поводу реформы адвокатуры, разделились. Здесь можно выделить два подхода.

В адвокатуре России накопилось много болезненных проблем и вопросов.

Во-первых, этот институт не смог вписаться в растущий капиталоёмкий и очень важный сегмент рынка юридических услуг — правовое сопровождение бизнеса. Международные юридические компании на российском рынке юридических бизнес услуг в стоимостном выражении зарабатывают 70%, российским юристам остается 30% (Юридический бизнес в России. По материалам третьего юридического форума. Москва, 12 апреля 2007 года. М., 2008). Адвокаты составляют незначительную часть этой трети.

Во-вторых, созданная в адвокатуре система экзаменов и дисциплинарной ответственности не обеспечивает надлежащего профессионализма и качества работы адвокатов.

Так, при ежегодном росте числа адвокатов, росте взносов и их разновидностей, существует непрозрачное, не конкурсное их расходование. Например, та же АПМО собирает в год 63 миллиона 691 тысячу рублей адвокатских взносов. Однако никаких конкурсов или тендеров при расходовании этих средств не проводит, так что возможности проконтролировать финансовые потоки у сообщества нет. Президент АПМО, он же Председатель квалификационной комиссии, получает ежедневную плату и как Председатель квалификационной комиссии (10 тыс. руб.), и как Председатель Совета палаты (10 тыс. руб.). Он платно читает семинары и лекции, которые распределяет себе сам. Как Вице-президент Федеральной палаты адвокатов он получает оклад из бюджета всероссийских взносов адвокатов, в том числе и ежегодные материальные вознаграждения. Это называется компенсационные выплаты, в то время как около 90% адвокатов, работающих по представлению правоохранительных органов и суда, получают 550 рублей за день работы . В цивилизованных странах участие в руководстве адвокатским сообществом не приносит прибыли, а является почетной обязанностью. Работа в органах управления адвокатского сообщества России должна быть также почетной обязанностью, и вознаграждение не должно превышать регламентированное государством возмещение издержек за день работы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 N 1240.

Представляется также неверным, что многие адвокатские палаты, в том числе и Федеральная, имеют возможность получать у государства в льготную аренду помещения. Но, имея такие помещения, они, тем не менее, часто размещают Палаты в помещениях, принадлежащих самим Президентам или их близким, оформляя договоры по коммерческим, завышенным ценам, в том числе через офшорные схемы. Как мне видится, по каждому подобному факту необходимо уголовное расследование.

В сложившейся ситуации необходимо на законодательном уровне создать условия для минимизации случаев взяток за экзамен на статус адвоката, пресечения коррупционных, откатных схем расходования смет взносов, существования вертикали вымогательства в части ежемесячных платежей адвокатскими образованиями руководству, корыстного решения вопросов по жалобам на адвокатов, кумовства и непотизма. В первую очередь необходимо остановить рост ежемесячных взносов и вознаграждений руководству адвокатурой, ликвидировать пожизненные пенсии и выплату больничных руководству за счет взносов, отменить дискриминационные решения о поборах с молодых адвокатов, и, конечно же, ввести конкурсную систему расходования ежегодных смет.

Читайте также:  Как работают адвокаты в германии

Игорь Леонидович Трунов — д.ю.н., профессор, адвокат. Национальный президент Всемирной Ассоциации юристов. Заместитель председателя Международного Союза юристов

Вопрос 3. История становления адвокатуры с 1864 г. до 1917 г. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости российской адвокатуры.

Основной функцией адвокатуры в пореформенный период стало правозаступничество. С 1890 г. развивается коллективная форма адвокатуры в виде юридических консультаций, которые в основном создавались для обслуживания определенных социальных групп, например рабочих. Молодые адвокаты объединялись в группы (например, в Москве существовал Странствующий клуб, члены которого оказывали юридическую помощь); в коллегиях присяжных был создан фонд оплаты защиты неимущих по уголовным делам, формируемый из отчислений от гонораров адвокатов-цивилистов.

Через несколько лет после проведения Судебной реформы 1864 г. стали проводиться контрреформы.

В 1876 г. Министерство юстиции (министр граф Пален) внесло проект уничтожения независимости адвокатуры. Правда, этот проект тогда не удался. В 1890 и 1904 гг. было безрезультатно предпринято еще два подобных шага.

И все же 1 марта 1881 г. после смерти Александра II пользующийся огромным влиянием на нового царя Александра III, а затем и на Николая II, выдающийся ученый своего времени, прокурор и профессор К. П. Победоносцев, один из организаторов реформ в период правления Александра II, сумел за короткое время повернуть политику самодержавия на путь открытой реакции.

Именно ему принадлежит идея подготовки контрреформ судебной системы. Сначала ему всячески препятствовал в этом министр юстиции Д. Н. Набоков, а когда Победоносцев добился от царя его смещения, то уже ничто не мешало реализации задуманного. Начались повальные политические судебные процессы с вынесением смертных приговоров, получили распространение политические казни.

В 1885 г. Победоносцев подал на имя Императора записку о реформе судебного строя. Он предлагал поставить всю судебную систему в зависимость от административного аппарата, рекомендовал отменить несменяемость судей, пресечь публичность всех судебных заседаний, принять решительные меры к обузданию и ограничению деятельности адвокатуры, ликвидации суда присяжных. Однако благодаря усилиям обер-прокурора уголовного кассационного департамента Сената А. Ф. Кони, пользовавшегося непререкаемым авторитетом и влиянием в Сенате, идеи Победоносцева не получали открытой поддержки.

Революция 1905 г. привнесла много нового в функционирование адвокатуры. Так, уже с началом революции, пытаясь запугать адвокатов, к ним применяли репрессивные меры. Создавались препятствия и для нормальной работы адвокатских объединений. Адвокаты стремились противостоять давлению, поддержать высокое предназначение своей профессии. С помощью своих профессиональных объединений адвокаты стремились сохранить независимость, развивать самоуправление и проявлять солидарность в отражении нападок. Но там, где советы присяжных поверенных не были созданы, адвокаты находились под контролем суда.

Вместе с тем жизнь оценила политическую активность адвокатуры. В Государственной Думе ее представители сыграли весьма заметную роль: председателем Госдумы первого созыва был избран С. А. Муромцев, среди депутатов первой Думы – 36присяжных поверенных и помощников, второй – 32, третьей – 29, четвертой– 232. Февральская революция сгруппировала адвокатов вокруг Временного правительства. В его состав в качестве министра юстиции вошел блестящий адвокат и публицист А. Ф. Керенский. На встрече с Петроградским советом присяжных поверенных он выразил надежду на поддержку адвокатами нового правительства и активное участие в его деятельности. Керенский получил полное согласие совета.

Так адвокатура и суд присяжных сумели просуществовать в своем почти первозданном виде вплоть до революции 1917 г.

Читайте также:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector