В этой статье юрист Евгения Санарова отвечает на вопрос «Что нового в россии адвокатура была создана реформами?»
В результате усвоения материалов данной главы студент должен:
- • причины и условия реформирования отечественной адвокатуры;
- • основные положения нормативных правовых актов и программных документов, связанных с реформированием адвокатуры;
• анализировать и толковать правовые нормы в сфере организации адвокатуры указанного периода;
• навыками самостоятельной работы с источниками права и документами, отражающими функционирование адвокатуры в конце XX — начале XXI в.
Уровень развития адвокатуры — индикатор состояния демократии в обществе, один из признаков реальной защищенности прав человека.
Вопреки положению Концепции судебной реформы в ст. 48 Конституции РФ 1993 г., регулирующей право каждого на квалифицированную юридическую помощь, об адвокатуре ничего не говорится. Она упоминается лишь при разграничении полномочий между РФ и субъектами РФ.
Серьезные проблемы возникли и с принятием нового закона об адвокатуре, проект которого был подготовлен еще Союзом адвокатов СССР; в начале 90-х гг. XX в. появились и российские законопроекты, разработанные как объединениями адвокатов, так и депутатами высших органов власти, а также правительственными структурами. Не было, пожалуй, такого месяца, чтобы в адвокатских кругах не обсуждали те или иные ситуации, возникающие в связи с законотворческой деятельностью или складывающейся в адвокатуре и вокруг нее обстановкой.
Так, предусматривалось сохранение статуса за всеми адвокатами, если они отвечают ряду требований. В частности, они должны быть членами коллегии адвокатов, образованной в соответствии с законодательством СССР и РСФСР и действующей на территории РФ на дату вступления в силу нового закона.
Закон урегулировал порядок организации и проведения учредительных собраний (конференций) адвокатов в субъектах РФ. Такие собрания должны были пройти не позднее 1 декабря 2002 г., на них образовывались адвокатские палаты субъектов РФ и избирались их руководящие органы, а также по три делегата на первый Всероссийский съезд адвокатов.
Коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, созданные до вступления в силу нового федерального закона, были обязаны в течение шести месяцев со дня регистрации адвокатской палаты субъекта РФ привести свои организационно-правовые формы в соответствии с законом. Для межтерриториальных коллегий адвокатов этот срок исчислялся со дня регистрации адвокатской палаты того субъекта, в котором осуществлена государственная регистрация данной межтерриториальной коллегии адвокатов в качестве юридического лица.
Закон в и. 4 ст. 43 определял, что созданные до 1 июля 2002 г. коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, основанные на членстве и отвечающие признакам некоммерческой организации, должны быть реорганизованы путем выделения, разделения или преобразования в одно или несколько адвокатских образований тех организационно-правовых форм, которые предусмотрены комментируемым законом, а процедура реорганизации ранее действовавших коллегий адвокатов определялась в п. 6—23 ст. 43.
Важно, что вновь возникающие путем преобразования коллегии адвокатов являются иной организационно-правовой формой, чем ранее действовавшие.
В случае реорганизации коллегии адвокатов, образованной до 1 июля 2002 г., путем выделения и разделения к вновь возникающим адвокатским образованиям переходила часть имущества и (или) имущественных прав ранее действующей коллегии адвокатов. При этом в соответствии с НК РФ (по состоянию на 1 октября 2002 г.) налоговые льготы в силу подп. 14 п. 3 ст. 149, подп. 8 п. 2 ст. 251 сохранялись только за адвокатами — членами коллегий адвокатов.
До формирования совета ФПА РФ на советы адвокатских палат субъектов РФ возлагались разработка и утверждение временного положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов на присвоение статуса адвоката; перечень вопросов, предлагаемых претендентам; утверждение форм именных бюллетеней для голосования членов квалификационной комиссии при принятии решений по вопросу о приеме квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката; утверждение форм именных бюллетеней для голосования членов квалификационной комиссии при принятии заключения о наличии или об отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм К11ЭА, о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей.
Согласно новому закону не позднее 31 января 2003 г. должен был состояться первый Всероссийский съезд адвокатов, организация проведения которого возлагалась на федеральный орган юстиции (Минюст России) и адвокатские палаты субъектов.
Первый Всероссийский съезд адвокатов состоялся 31 января 2003 г. в Москве, в Колонном зале Дома союзов. С приветствиями к съезду обратились Президент РФ и Председатель Правительства РФ, высшие руководители всех правоохранительных органов страны.
Первый Всероссийский съезд адвокатов избрал совет ФПА РФ, утвердил ее устав и КПЭА. Завершение структурирования адвокатуры на новых началах знаменовало наступление современного периода деятельности российской адвокатуры.
Вопросы для самоконтроля
1. Юристы С. и Р. в январе 1994 г. вступили в межтерриториальную коллегию адвокатов № 2 Энской области. Им выдали удостоверения адвокатов, бланки соглашений и ордеров на защиту по уголовным делам, а также заверенные документы о создании названной коллегии в установленном законом порядке.
В начале февраля 1994 г. С. и Р., заключив соглашение на защиту с гражданином Т., обвиняемого в краже, прибыли в следственное подразделение милиции. Однако следователь милиции заявил, что такой коллегии он не знает, а о создании коллегии ему не сообщали, и к участию в допросе подзащитного не допустил.
Правомерны ли действия следователя? Что должны были предпринять адвокаты в этой ситуации? Аргументируйте свои суждения. [2]
Правомерно ли решение органов юстиции? Каковы должны были бы быть действия 3. ?
Может ли к П. быть предъявлен иск о защите чести и достоинства, если да — то кем? Этичны ли высказывания П.?
Правомерны ли действия председателя президиума?Каковы, на ваш взгляд, были бы оптимальными для ведения адвокатской деятельности решения адвокатов на этапе реорганизации адвокатуры ?
1. Адвокатура России : учебник для магистров / под ред. С. С. Юрьева. — 3-е изд. — М.: Юрайт, 2015. — (Глава 5).
Нормативные правовые источники
Мир давно уже стал глобальным, международная конкуренция во всех сферах обостряется, и право занять достойное место на внутреннем и международном рынке юридических услуг имеют юристы стран с сильной национальной конкуренцией и быстрой реакцией законодателя. Это подтверждает пример европейских коллег, в частности, Франции. Пример, увы, отрицательный. В связи с непродуманными действиями тамошних властей 15 лет назад, страна потеряла 70% внутреннего рынка юридических бизнес-услуг в пользу транснациональных юридических компаний. Сегодня до 80% крупных сделок во Франции сопровождают английские и американские юридические фирмы. И в этой связи интересен пример Китая и Индии. Осознавая опасность потерять рынок юридических услуг, власти этих стран законодательно утвердили протекционистские меры, которые не дают возможности иностранным компаниям доминировать в сфере оказания юридических услуг.
Из текста госпрограммы очевидно: базовому игроку этого рынка, адвокатуре, Правительство России дает крайне неудовлетворительную оценку.
Необходимо отметить, что уровень развития адвокатуры является индикатором состояния цивилизованного эффективного государства. Право на справедливое судебное разбирательство и квалифицированную юридическую помощь адвоката является частью фундаментальных прав и свобод человека, которые закреплены в международных конвенциях и декларациях, а также в Конституции РФ. Учитывая государственную важность адвокатуры для соблюдения конституционных и других прав, очевидно, что это — законодательно регулируемая государством деятельность, т. е. государство (законодатель) создает и регулирует общие условия выполнения этой деятельности.
Вместе с тем адвокатура должна быть организована в рамках профессионального самоуправления и самоконтроля, совершенно независимых от любых органов общественной (государственной) власти. Адвокат – по сути состязательного процесса, неотъемлемый участник судопроизводства, смелый и профессиональный оппонент нарушителям прав и свобод человека, как правило, наделенных властью. Адвокат — последняя надежда человека в борьбе с произволом и коррупцией за свои права. Имея смелость профессионально защищать других, должно хватать смелости в признании ошибок и изъянов профессии.
Суть реформирования института адвокатуры состоит в повышении ответственности и компетентности адвокатов в обмен на предоставление им гарантированной экономически привлекательной части рынка юридических услуг. Программа предусматривает переход к единому адвокатскому статусу для всех, кто занимается юридическими консультациями, оговорен и переход к адвокатской монополии на представительство интересов в суде. Адвокатская монополия позволит допускать к защите интересов граждан только настоящих профессионалов.
Мнения ученых по поводу реформы адвокатуры, разделились. Здесь можно выделить два подхода.
В адвокатуре России накопилось много болезненных проблем и вопросов.
Во-первых, этот институт не смог вписаться в растущий капиталоёмкий и очень важный сегмент рынка юридических услуг — правовое сопровождение бизнеса. Международные юридические компании на российском рынке юридических бизнес услуг в стоимостном выражении зарабатывают 70%, российским юристам остается 30% (Юридический бизнес в России. По материалам третьего юридического форума. Москва, 12 апреля 2007 года. М., 2008). Адвокаты составляют незначительную часть этой трети.
Во-вторых, созданная в адвокатуре система экзаменов и дисциплинарной ответственности не обеспечивает надлежащего профессионализма и качества работы адвокатов.
Так, при ежегодном росте числа адвокатов, росте взносов и их разновидностей, существует непрозрачное, не конкурсное их расходование. Например, та же АПМО собирает в год 63 миллиона 691 тысячу рублей адвокатских взносов. Однако никаких конкурсов или тендеров при расходовании этих средств не проводит, так что возможности проконтролировать финансовые потоки у сообщества нет. Президент АПМО, он же Председатель квалификационной комиссии, получает ежедневную плату и как Председатель квалификационной комиссии (10 тыс. руб.), и как Председатель Совета палаты (10 тыс. руб.). Он платно читает семинары и лекции, которые распределяет себе сам. Как Вице-президент Федеральной палаты адвокатов он получает оклад из бюджета всероссийских взносов адвокатов, в том числе и ежегодные материальные вознаграждения. Это называется компенсационные выплаты, в то время как около 90% адвокатов, работающих по представлению правоохранительных органов и суда, получают 550 рублей за день работы . В цивилизованных странах участие в руководстве адвокатским сообществом не приносит прибыли, а является почетной обязанностью. Работа в органах управления адвокатского сообщества России должна быть также почетной обязанностью, и вознаграждение не должно превышать регламентированное государством возмещение издержек за день работы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 N 1240.
Представляется также неверным, что многие адвокатские палаты, в том числе и Федеральная, имеют возможность получать у государства в льготную аренду помещения. Но, имея такие помещения, они, тем не менее, часто размещают Палаты в помещениях, принадлежащих самим Президентам или их близким, оформляя договоры по коммерческим, завышенным ценам, в том числе через офшорные схемы. Как мне видится, по каждому подобному факту необходимо уголовное расследование.
В сложившейся ситуации необходимо на законодательном уровне создать условия для минимизации случаев взяток за экзамен на статус адвоката, пресечения коррупционных, откатных схем расходования смет взносов, существования вертикали вымогательства в части ежемесячных платежей адвокатскими образованиями руководству, корыстного решения вопросов по жалобам на адвокатов, кумовства и непотизма. В первую очередь необходимо остановить рост ежемесячных взносов и вознаграждений руководству адвокатурой, ликвидировать пожизненные пенсии и выплату больничных руководству за счет взносов, отменить дискриминационные решения о поборах с молодых адвокатов, и, конечно же, ввести конкурсную систему расходования ежегодных смет.
Игорь Леонидович Трунов — д.ю.н., профессор, адвокат. Национальный президент Всемирной Ассоциации юристов. Заместитель председателя Международного Союза юристов
Вопрос 3. История становления адвокатуры с 1864 г. до 1917 г. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости российской адвокатуры.
Основной функцией адвокатуры в пореформенный период стало правозаступничество. С 1890 г. развивается коллективная форма адвокатуры в виде юридических консультаций, которые в основном создавались для обслуживания определенных социальных групп, например рабочих. Молодые адвокаты объединялись в группы (например, в Москве существовал Странствующий клуб, члены которого оказывали юридическую помощь); в коллегиях присяжных был создан фонд оплаты защиты неимущих по уголовным делам, формируемый из отчислений от гонораров адвокатов-цивилистов.
Через несколько лет после проведения Судебной реформы 1864 г. стали проводиться контрреформы.
В 1876 г. Министерство юстиции (министр граф Пален) внесло проект уничтожения независимости адвокатуры. Правда, этот проект тогда не удался. В 1890 и 1904 гг. было безрезультатно предпринято еще два подобных шага.
И все же 1 марта 1881 г. после смерти Александра II пользующийся огромным влиянием на нового царя Александра III, а затем и на Николая II, выдающийся ученый своего времени, прокурор и профессор К. П. Победоносцев, один из организаторов реформ в период правления Александра II, сумел за короткое время повернуть политику самодержавия на путь открытой реакции.
Именно ему принадлежит идея подготовки контрреформ судебной системы. Сначала ему всячески препятствовал в этом министр юстиции Д. Н. Набоков, а когда Победоносцев добился от царя его смещения, то уже ничто не мешало реализации задуманного. Начались повальные политические судебные процессы с вынесением смертных приговоров, получили распространение политические казни.
В 1885 г. Победоносцев подал на имя Императора записку о реформе судебного строя. Он предлагал поставить всю судебную систему в зависимость от административного аппарата, рекомендовал отменить несменяемость судей, пресечь публичность всех судебных заседаний, принять решительные меры к обузданию и ограничению деятельности адвокатуры, ликвидации суда присяжных. Однако благодаря усилиям обер-прокурора уголовного кассационного департамента Сената А. Ф. Кони, пользовавшегося непререкаемым авторитетом и влиянием в Сенате, идеи Победоносцева не получали открытой поддержки.
Революция 1905 г. привнесла много нового в функционирование адвокатуры. Так, уже с началом революции, пытаясь запугать адвокатов, к ним применяли репрессивные меры. Создавались препятствия и для нормальной работы адвокатских объединений. Адвокаты стремились противостоять давлению, поддержать высокое предназначение своей профессии. С помощью своих профессиональных объединений адвокаты стремились сохранить независимость, развивать самоуправление и проявлять солидарность в отражении нападок. Но там, где советы присяжных поверенных не были созданы, адвокаты находились под контролем суда.
Вместе с тем жизнь оценила политическую активность адвокатуры. В Государственной Думе ее представители сыграли весьма заметную роль: председателем Госдумы первого созыва был избран С. А. Муромцев, среди депутатов первой Думы – 36присяжных поверенных и помощников, второй – 32, третьей – 29, четвертой– 232. Февральская революция сгруппировала адвокатов вокруг Временного правительства. В его состав в качестве министра юстиции вошел блестящий адвокат и публицист А. Ф. Керенский. На встрече с Петроградским советом присяжных поверенных он выразил надежду на поддержку адвокатами нового правительства и активное участие в его деятельности. Керенский получил полное согласие совета.
Так адвокатура и суд присяжных сумели просуществовать в своем почти первозданном виде вплоть до революции 1917 г.