В этой статье юрист Евгения Санарова отвечает на вопрос «Что нового в россии адвокатура была создана?»
суд собирал необходимые по делу справки и заслушивал устные или письменные объяснения обвиняемого судьи.
В последующем дело вносилось на рассмотрение и решение общего собрания департаментов или отделений суда, которое также проходило с участием обвиняемого.
По общему правилу, дисциплинарные дела слушались при закрытых дверях. В открытом по просьбе обвиняемого заседании он мог иметь защитника из числа присяжных поверенных.
Перед постановлением решения суд заслушивал заключение прокурора, а затем окончательные объяснения подсудимого или его защитника.
Решения дисциплинарого суда можно было обжаловать в течение недели в вышестоящий суд, решение которого было окончательным.
Сравнение законодательного и фактического опыта дисциплинарного производства в отношении судей по Уставам 1864 года с ныне действующим его порядком убеждает нас в необходимости совершенствования последнего. Так, в настоящее время идут острые дискуссии по процедурам прекращения судейских полномочий.
В частности, выдвинуто предложение, чтобы жалобы на такое решение квалификационной коллегии рассматривал Верховный Суд России. Но есть и другие варианты. Например, предлагают устроить некое дисциплинарное присутствие из действующих судей, освобожденных от своих обязанностей
1 Случевский В. Учебник русского уголовного процесса. СПб., 1913. С. 164.
2 Фельдштейн Г. С. Лекции по уголовному судопроизводству. М., 1915. С. 128.
на время работы в этом органе. И на его рассмотрение выносить жалобы судей, чьи полномочия прекращены или кто наказан в дисциплинарном порядке, а также и жалобы на самих судей в случае, если квалификационная коллегия отказалась принять их к рассмотрению
Заслуживает внимания в этой связи предложение о создании специального дисциплинарного суда. Он смог бы разбирать факты явного нарушения процессуального законодательства, равно как и случаи объективного или необъективного прекращения судейских полномочий2.
На наш взгляд, проблема обновления организации правосудия в России должна приближать ее к цивилизованной демократической модели, основанной как на международных стандартах в этой области, так и российском опыте реформ прошлого.
Революция 1917 года стала для России переломным моментом, в корне изменившим всю ее историю. Само развитие государства пошло новым путем, что не могло не отразиться на его ключевых институтах, к числу которых, несомненно, может быть отнесена и адвокатура.
1 Особый суд для чиновников // Российская газета. 2008. 18 ноября.
2 Судите и судимы будете // Российская газета. 2006. 10 марта.
* Аспирантка филиала Волго-Вятской академии государственной службы в г. Кирове. E-mail: Effirael@gniail.ni.
J Цит. по: Винавер М.М. Очерки об адвокатуре. СПб., 1902. С. 78.
Но, предоставляя возможность осуществлять судебное представительство каждому желающему, Декрет о суде, таким образом, не исключал и представителей адвокатуры из участия в судебных процессах. Фактически
1 Декреты Советской власш. Т. 1. М., 1957. С. 126.
2 Стучка П. Классовый или демократический суд // Правда. 1917. 10 ноября (ст. стиль).
3 Хаски Ю. Российская адвокатура и советское государство (происхождение адвокатуры) 1917-1939 годы. М., 1993. С. 34.
4 У адвокатов // Век. 1917. 23 ноября (старый стиль).
5 Ленин Б.И. Письмо Е.Д. Стасовой и товарищам по московской тюрьме // Полн. собр. соч. 5-е изд. М.: Издательство политической литературы, 1972. Т. 9. С. 171.
устранялись лишь органы адвокатского самоуправления, которые только и могли объединить разрозненных представителей профессии и выступить в авангарде сопротивления советам. Однако лишения адвокатуры официального статуса оказалось недостаточно для прекращения ее деятельности. В тех городах, где советская власть одержала однозначную победу, советы присяжных поверенных были закрыты, тогда как в иных районах их деятельность продолжалась, пусть и негласно.
Но все же большевистское правительство не было настроено против правозащиты вообще. Просто адвокатская корпорация, которая, по словам Ю. Хаски, потенциально представляла собой наиболее оппозиционную группу среди представителей русской интеллигенции и могла использовать столь эффективную в разоблачении и ослаблении царизма тактику против нового режима \ была не нужна Советам, что заставило новое правительство искать наиболее приемлемую ей альтернативу.
1 Хаски Ю. Указ. соч. С. 34.
2 Собрание Узаконений. 1917. № 12. Ст. 170.
3 Декреты Советской власти. Т. 1. С. 471—472.
в отдаленных от центра губерниях образуемые коллегии практически полностью состояли из лиц, которые до избрания в коллегию занимались юридической практикой в качестве присяжных поверенных, их помощников и частных поверенных. Таким образом, адвокатура на местах активно приспосабливалась к новым условиям, и под маской просоветского правозаступничества в российской глубинке мало чем отличалась от адвокатуры дореволюционной.
Напротив, после перехода революции в стадию Гражданской войны ужесточилась и политика в отношении адвокатской корпорации, многие из членов которой присоединились к антибольшевистскому движению как идеологически, так и с оружием в руках. Результатом продолжающегося поиска приемлемой формы организации правозаступничества стало принятие Положения о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г.1, предписывавшего создание коллегий защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе, члены которых избирались исполкомами Советов и, фактически, становились должностными лицами государства, находились на его материальном обеспечении. Закон запрещал гражданам обращаться за юридической помощью к адвокату лично. Необходимые прошения и по уголовным, и по гражданским делам должны были направляться руководству коллегии или в суд, и тогда эти инстанции назначали адвокатов. Более того, адвокатом разрешалось выступать по гражданским искам только в том случае, если руководством коллегии иск был признан правомерным, а защита по нему — необходимой. Таким образом, государство приобретало возможность влиять на дело еще до рассмотрения его в суде. О саморегулировании коллегий в законе не упоминалось.
1 Собрание Узаконений. 1918. № 85. Ст. 889.
1 Сухарев А.Я. Пятьдесят лет советской адвокатуры // Роль и задачи советской адвокатуры. М., 1972. С. 12.
2 Собрание Узаконений. 1920. № 83. Ст. 407.