Кто такие генеральные адвокаты

В этой статье юрист Евгения Санарова отвечает на вопрос «Кто такие генеральные адвокаты?»

Помимо судей в состав Суда ЕС входят также генеральные адвокаты. Это должностные лица Суда, которые призваны давать свое объективное, беспристрастное и независимое заключение по рассматриваемому делу. Они участвуют в слушаниях по делу наравне с судьями и могут задавать вопросы сторонам.

В российской юридической литературе часто высказывается мнение о том, что генеральные адвокаты призваны блюсти интересы ЕС. Подобная формулировка представляется не вполне удачной и даже может вводить в заблуждение. Генеральный адвокат не представляет Комиссию или другие институты ЕС и совсем не обязательно является сторонником идеи расширения компетенции ЕС. Генерального адвоката следует, скорее, воспринимать как еще одного арбитра, который излагает судьям свое независимое мнение и предлагает им алгоритм решения рассматриваемого дела. При этом генеральный адвокат не ограничивается детальным изучением законодательства и судебной практики, а пытается спрогнозировать, какими окажутся последствия того или иного решения для широкого круга лиц и для развития права ЕС в целом. С учетом этих факторов он может предложить судьям отойти от существующей судебной практики.

Таким образом, генеральный адвокат обязан держать в уме более широкую картину, что позволяет ему привлекать внимание суда к потенциальным опасностям и проблемам, сопряженным с выбором той или иной аргументации принимаемого решения. Так, генеральный адвокат Джейкобс снискал широкую известность, отстаивая точку зрения, согласно которой европейское гражданство должно само по себе предоставлять его обладателям защиту от любых форм дискриминации по признаку национальности [1] . Он также ратовал за либерализацию locus standi [2] индивидов применительно к иску об аннулировании — предоставление более широкому кругу лиц возможности обжаловать в Суде ЕС действительность актов ЕС [3] .

Заключения генеральных адвокатов позволяют во многом компенсировать отсутствие особых мнений судей, часто давая возможность пролить свет на соображения, которыми руководствовался Суд ЕС при принятии того или иного решения. Даже в случае, когда Суд не соглашается с выводами или аргументацией, предложенными генеральным адвокатом, его мнение также небезынтересно, поскольку содержит альтернативные варианты решения конкретной правовой проблемы.

Статус генеральных адвокатов практически идентичен статусу судей — к ним предъявляются те же требования профессионализма и независимости и на них налагаются те же ограничения. По завершении слушаний генеральному адвокату предоставляется время для подготовки заключения по рассматриваемому делу, которое оглашается на отдельном заседании. На этом роль генерального адвоката в судебном процессе исчерпывается. В отличие от судей генеральный адвокат не участвует в обсуждении и принятии решения по делу. Чтобы подчеркнуть особое положение генерального адвоката и его независимость от чьего-либо влияния, генеральный адвокат входит в зал заседаний через особую дверь и садится отдельно от судей.

Лиссабонский договор предусматривал наличие в составе Суда ЕС восьми генеральных адвокатов (ст. 252 ДФЕС). При этом пять позиций были закреплены за представителями наиболее влиятельных государств-членов (Италии, Испании, Франции, Германии и Великобритании), а остальные занимали представители других государств- членов в порядке ротации (в отличие от своих коллег из крупных стран последние по понятным причинам не могут быть назначены повторно). Учитывая продолжающийся процесс расширения ЕС и высокую нагрузку Суда, в Лиссабонском договоре была предусмотрена возможность увеличения числа генеральных адвокатов до 11 (ст. 252 ДФЕС). Суд ЕС 16 января 2013 г. подал официальный запрос об увеличении числа генеральных адвокатов и 25 июня 2013 г. Совет ЕС удовлетворил эту просьбу [4] . Таким образом, число генеральных адвокатов было увеличено до девяти с 1 июля 2013 г., а с 7 октября 2015 г. их станет 11. При этом одна из постоянных позиций теперь закреплена и за Польшей.

Интересно отметить, что среди генеральных адвокатов не существует формальной иерархии. Пост Первого генерального адвоката, ответственного за распределение дел, переходит каждый год в установленном протоколом порядке с тем, чтобы в течение шестилетнего срока каждый генеральный адвокат смог осуществить эту функцию. При распределении дел соблюдаются два основных правила: во-первых, генеральный адвокат никогда не участвует в разбирательстве дела, затрагивающего его государство и, во-вторых, генеральный адвокат не может быть гражданином того же государства, что и судья-докладчик.

В состав Суда входят две категории членов: основная — судьи и Дополнительная — генеральные адвокаты.

В подавляющем большинстве случаев судьи принимают решения, совпадающие с заключениями генеральных адвокатов. Это не говорит о том, что суд всегда обязан строго следовать рекомендациям генерального адвоката, напротив, судьи могут полностью либо частично отступить от этого решения. Но все же мнение генерального адвоката всегда играет очень значимую роль.

Читайте также:  Как правильно выбрать адвоката по жилищным вопросам

Для того чтобы подготовить свое заключение, генеральный адвокат проводит самостоятельное исследование материалов дела, по итогам которого он предлагает Суду разрешить его тем или иным образом. Заключение генерального адвоката, таким образом, — своего рода альтернативный проект решения Суда (основной готовит судья-докладчик).

Заключения генерального адвоката также служат ценным источником информации о праве и состоянии правовой доктрины Европейского Союза. Как и решения Суда, они переводятся на все официальные языки Союза и тщательно изучаются правоведами и юристами-практиками.

Сказанное дает возможность пролить свет на весьма своеобразное название должности — генеральный адвокат. В качестве адвоката он выступает представителем и защитником определенных интересов. Как адвокат генеральный он защищает интересы не отдельных лиц, а общие ценности, в данном случае — общие ценности права.

Корпус генеральных адвокатов Суда Европейских сообществ начитывает сейчас восемь человек. Как показывает практика, этого числа явно недостаточно, поскольку количество дел, рассматриваемых Судом, исчисляется сотнями, а на каждое из них должен быть назначен один генеральный адвокат.

В этой связи Договор, учреждающий Европейское Сообщество (ст. 222) допускает возможность увеличения числа генеральных адвокатов. Соответствующее решение должен принять Совет Европейского Союза по ходатайству Суда. Еще одно возможное решение проблемы предусмотрел Ниццкий договор и Статут 2001 г.

Палаты работают регулярно и, как показывает практика, занимаются не только, предварительными мерами по подготовке судебного разбирательства, но и рассмотрением дел.

Рассмотрение дел в Суде ЕС имеет место как пленумом Суда, так и палатами. В Суде первой инстанции (далее СПИ) оно производится в основном палатами. В 1998/99 гг. в составе Суда ЕС насчитывалось шесть палат, из которых одна включала трех судей, три — четырех судей и две — семь судей. В рамках Суда первой инстанции в тот же период функционировало десять палат, из которых пять включали по три судьи и пять — по пять судей. Персональный состав палат определяется ежегодно. Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. В случае, если один из членов палаты отсутствует, его может замещать при рассмотрении конкретного дела иной судья, специально назначенный для этого Председателем. В 1998 г. Суд ЕС внес на рассмотрение Комиссии предложение, предусматривающее возможность рассмотрения некоторых дел, в том числе по трудовым спорам, единолично судьей Суда первой инстанции.

Организация работы суда в последнее время существенно изменилась. Новый Статут 2001 г. предусматривает создание в качестве особого структурного компонента Большой палаты в составе 11 судей во главе с Председателем Суда.

Весьма важную роль в руководстве работой Суда играет его Председатель. Он избирается самими судьями путем тайного голосования абсолютным большинством голосов сроком на три года. В случае если ни один из кандидатов не соберет абсолютного большинства голосов, проводится второй тур, по результатам которого считается избранным кандидат, получивший относительное большинство голосов. В случае досрочной вакансии поста Председателя вновь назначенный глава Суда выполняет эти обязанности в течение оставшегося срока полномочий. Председатель руководит работой Суда и деятельностью его служб. Он председательствует на пленарных заседаниях Суда, а также при обсуждениях, имеющих место в совещательной комнате. Председатель распределяет дела между палатами и назначает судью-докладчика. Критерии, в соответствии с которыми производится распределение дел, устанавливаются самим Судом,

Применительно к делам, которые переданы на рассмотрение той или иной палаты, функции главы судебного учреждения выполняет ее Председатель. Председатели палат назначаются Судом сроком на один год. Суд назначает также на аналогичный срок первого генерального адвоката. Первый генеральный адвокат распределяет дела между генеральными адвокатами сразу же после назначения судьи-докладчика. В случае временной вакансии поста Председателя Суда его функции выполняет один из председателей палат, старшинство которых определяется сроком их пребывания на данной должности в Суде. Председатель назначает дату и часы заседаний Суда. Применительно к палатам эти функции осуществляют их председатели. По общему правилу заседания Суда и палат имеют место, а резиденции Суда ЕС, которая находится в Люксембурге, Однако заседания могут проводиться по указанию Председателя и в ином месте.

Решение по существу рассматриваемого дела выносится нечетным числом судей. Однако в тех случаях, когда в силу каких-дибо причин это число оказывается четным, самый младший судья по сроку пребывания в Суде должен воздержаться от участия в принятии решения (кроме случая, когда это судья-докладчик).

Суд первой инстанции, как и Суд ЕС, состоит из 25 судей, т.е. каждое государство-член представлено судьей. В принципе, при формировании Суда первой инстанции применяется аналогичная процедура назначения судей, председателя, что и в Суде ЕС, но имеется лишь одна особенность в составе: здесь отсутствует институт генеральных адвокатов. Их функции может в определенной степени выполнять специально назначенный в связи с рассмотрением данного дела член Суда. Суд первой инстанции также назначает регистратора, помимо этого он пользуется услугами административного персонала Суда ЕС.

Читайте также:  Как исполнить роль адвоката

В большинстве случаев Суд первой Инстанции проводит слушания, образуя, также как и Суд ЕС, палаты из трех или пяти судей. Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. В ситуациях, когда один из членов палаты отсутствует, он может быть замещен другим судьей, которого имеет право назначить Председатель. Пленарные заседания проводятся в процессе слушания дел особой важности.

Нормативно-правовые акты институтов Евросоюза. Их место в европейском праве.

Характеристика Европейского союза. Его отличия от Европейских сообществ.

Европейское экономическое сообщество и Евратом имели первона­чально каждый свою собственную Комиссию и Совет. Парламент и Суд были объединены посредством Соглашения о слиянии от 25 марта 1957 г. и ведали всеми тремя Сообществами.

8 апреля 1965 г. последовало Соглашение о слиянии Евратома, ЕЭС и ЕОУС. В ре­зультате подписания вышеуказанного Соглашения все три Сообще­ства получили единые органы: комиссию, совет, суд и парламент.

Совет занимал верховенствующее положение в системе институтов ЕЭС. В его состав вошли представители всех государств-членов. Совет обладал важнейшими полномочиями в сфере обеспечения координации общей экономической политики государств-членов, принятия решений в установленных рамках, исполнения принятых решений. Все важнейшие вопросы, касавшиеся организации и функ­ционирования Сообщества, выработки и реализации его политики, проходили через Совет.

Согласно Договору о ЕЭС Совет должен был принимать решения квалифицированным большинством голо­сов, начиная с 1966 г., в таких важных договорных областях, как сель­ское хозяйство и общая торговая политика. Позже было установлено, что решения, принимаемые большин­ством голосов (простым или квалифицированным), имеют силу тогда, когда все государства-участники с ним согласны, а не тогда, когда это предусмотрено Договорами о Сообществе.

Названный компромисс дал каждому государству — члену ЕЭС возможность блокировать го­лосование и требовать единогласного решения, если при этом оказы­вались затронутыми его жизненно важные интересы. Текущее управление делами было возложено на Комиссию, создан­ную в целях обеспечения надлежащего функционирования и разви­тия общего рынка. Суд исполнял полномочия по сохранению едино­образия права Сообществ. Парламент осуществлял функции кон­сультации и контроля

Виды и правовой режим нормативно-правовых актов ЕС.

Нормативно-правовые акты Европейского союза включают:

3) решения— акты не общего, а индивидуального характера. В них, как правило, речь идет о специальных, узких, нередко технических вопросах, они обязательны только для тех субъек­тов европейского права, которым адресованы.

Нормативно-правовые акты ЕС издают Совет (или Совет совместно с Европейским парламентом), Европейская Комис­сия, Европейский центральный банк.

В рамках сообществ принимаются еще два вида актов — ре­комендации и заключения, однако они не являются нормативно-правовыми актами, т. е. не носят обязательного юридического характера.

Регламенты, директивы и решения образуют основную и наи­более многочисленную часть источников европейского права. За годы существования сообществ их число составило многие десятки тысяч.

Долгое время Суд ЕС был единственной судебной структурой.

В 1986 году создан второй судебный орган – Трибунал первой инстанции, в ведение которого перешли жалобы физических и юридических лиц на действия институтов и органов ЕС.

Ниццским Договором 2001 года Совет ЕС получил полномочия учреждать специальные органы судебной юрисдикции – судебные палаты.

В компетенцию каждой судебной палаты передаются определенные категории дел. Количество палат не ограничено и после ЛС судебные палаты будут называться специальными трибуналами.

Статут суда – основной источник, закрепляющий внутреннюю организацию и порядок функционирования судебной власти в ЕС в общем.

Действующий статут принят в 2001 году. Включает 5 разделов, учитывает не только статус судей, но и лиц, которые проводят параллельное расследование и мониторинг судебных дел.

Кто вправе обращаться в суд:

2. Институты и органы ЕС

3. Государства – члены ЕС

4. Иностранцы, если их права нарушены в соответствии с нормами, закрепленными в документах ЕС.

Суды ЕС формируются из 27 судей, по 1 судье от каждого государства – члена.

Но есть и др. категория – это генеральные адвокаты – их 8.

Судьи – полноправные члены суда – участвуют в рассмотрении и разрешении дел, а генеральные адвокаты – должностные лица, которые проводят параллельные расследования:

Читайте также:  Как формируется зарплата адвокатов

— рассматривают материалы поступивших дел

— предоставляют свое мотивированное заключение

Наличие генеральных адвокатов – позволяет выполнять наиболее компетентно свою деятельность:

— с одной стороны – судья, а с другой стороны – генеральный адвокат.

Генеральный адвокат – не является защитником персональных интересов. Они обязаны действовать полностью бескорыстно и независимо, но при этом пользоваться всеми гарантиями судейской неприкосновенности.

Судьи и ГА – выбираются на 6 лет, выдвигаются правительствами государств-членов по их общему согласию, обновление состава происходит каждые 3 года, по половине судей – 14 судей и 4 ГА. Могут быть назначены неоднократно. При осуществлении функций судьи полностью независимы, могут быть отрешены только судом, причем единогласно.

Порядок формирования статус судей трибунала 1-ой инстанции в целом аналогичен порядку суда ЕС, но только нет ГА.

Порядок формирования судебных палат определяется решением Совета. Каждая палата состоит из устойчивого количества судей и они пользуются всеми гарантиями судейской независимости.

Председатель Суда – высшее должностное лицо. Избирается самими судьями на 3 года (обычно неоднократно продлевать). Он может:

— проводить соединение дел по собственному усмотрению

— имеет право принимать меры по делу

— приостанавливать своими определением действия оспариваемых актов ЕС до вынесения решения судом.

Первый генеральный адвокат:

— распределяет дела между адвокатами

Секретарь Суда — вспомогательное должностное лицо, избирается на 6 лет. В отличие от судей и ГА не входит в состав Суда ЕС

— обеспечение получения и передачи документов в суд (исковые заявления, протоколы и т.д.)

— заведует канцелярией и в подчинении около 1000 человек.

Есть разница в судебных палатах (3-й инстанции) и судебными палатами – Палатами в составе Суда.

Палаты суда – все судьи ЕС в количестве от 3-х до 5 человек.

3 палаты по 3 судьи

палаты по 5 судей

Специализации между ними не существует в отличие от специализированных судов. Они нужны, чтобы ускорить рассмотрение дел. Однако, если дело особой важности оно может быть рассмотрено в Большой Палате – новое подразделение суда ЕС, созданное в 2003 году в связи с Ниццским договором – является президиумом Суда. Состав: Председатель Суда + председатели палат по 5 судей + другие члены суда, занимающие места в Большой палате в порядке ротации. Всего их 11 человек.

По делам исключительной важности может собираться пленум – все 27 судей – отрешение должностных лиц.

Порядок формирования и деятельность Суда ЕС.

Согласно положениям, действовавшим до реформы, преду­смотренной Ниццским договором, члены Суда ЕС назначались с общего согласия правительствами государств-членов сроком на шесть лет. Государство — член ЕС располагало одним ме­стом в Суде ЕС, а затем и в Суд первой инстанции (СПИ). Оно же выдвигало кандидата на замещение места в Суде.

Главные требования, предъявляемые к кандидатам — это высокая профессиональная квалификация и независимость. В рам­ках Суда ЕС и СПИ сохраняется абсолютная секретность су­дейских дебатов, мнения каждого из судей и результатов внут­реннего голосования. Решение выносится от имени Суда в це­лом и никакому публичному оспариванию со стороны судей или генеральных адвокатов не подлежит. Нарушение этого пра­вила рассматривается как посягательство на основы судопроиз­водства, нарушение обязанностей судьи и может влечь за собой весьма строгие санкции, вплоть до принудительного отрешения от должности. Такого рода решение принимается общим собра­нием судей и генеральных адвокатов, если, по их единогласно­му мнению, смещаемый член суда не удовлетворяет требовани­ям, предъявляемым к его должности.

Учредительный договор предусматривает назначение восьми Генеральных адвокатов. Генераль­ные адвокаты это должностные лица Суда, которые выполня­ют полномочия, связанные с изучением дела, выносимого на рассмотрение Суда. Генеральный адвокат представляет Суду свое объективное, беспристрастное и обоснованное заключение по изученному им делу. В подавляющем большинстве случаев заключение генерального адвоката, изла­гаемое в открытом публичном заседании Суда, оказывает весьма большое влияние на вынесение решения. Однако формально Суд следовать рекомендациям генерального адвоката не обязан.

Обновление Суда происходит наполовину каждые три года. В том же порядке обновляется состав генеральных адвокатов. Каких-либо ограничений для переизбрания на новый срок не установлено. Соответственно, судья или генеральный адвокат, срок полномочий которого истек, может быть назначен вновь. В случае досрочной вакансии замещение производится на ос­тавшийся срок полномочий выбывшего члена Суда.

Из лекций:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector