Когда принят закон об адвокатской деятельности

В этой статье юрист Евгения Санарова отвечает на вопрос «Когда принят закон об адвокатской деятельности?»

02.06.2016 года президент России В.В. Путин завизировал нормативный акт, вносящий изменения в закон об адвокатской деятельности и адвокатуре [1]. О том, что это за новеллы, и какое влияние они окажут на работу адвокатского сообщества, расскажет наша новая статья.

Российское право не включает адвокатуру в систему государственных органов. И это правильно. Лица, защищающие интересы граждан и компаний не могут зависеть от властных структур [2]. В то же время такое положение ограничивает возможности адвоката. Ведь в России главные права сосредотачиваются у чиновников и государства. Все остальные субъекты гражданских правоотношений де-факто занимают подчиненное положение. И хотя закон предоставляет адвокатам целый ряд важных полномочий, они не могут их эффективно реализовать. Возьмем тот же запрос. ­­

По закону адвокат вправе направить его в госорганы, общественные объединения и организации. Но часто ли они отвечают на письма адвокатов? Даже для того, чтобы получить информацию необходимую для защиты прав клиента, адвокат зачастую вынужден прибегать к знакомствам в правоохранительных структурах.

Именно поэтому новый закон вводит административную ответственность за неправомерный отказ в предоставлении информации адвокату или направление ему недостоверных сведений. Теперь такое деяние является административным правонарушение и влечет наложение штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей [3].

В свою очередь, госорганы и организации, получившие это письмо, должны будут его зарегистрировать и подготовить официальный ответ в установленные сроки [5]. Таким образом, взаимодействие между адвокатом и адресатом запроса приобретают официальный статус, защищаемый законом.

Разглашение, либо незаконное использование информации, полученной в ходе оказания услуг клиенту, может послужить основанием для лишения адвокатского статуса [8]. Эта новелла также внесена в закон июне 2016 года. К сожалению, наше время знает случаи, когда некоторые адвокаты, используя свое положение, совершали поступки несовместимые с профессиональной этикой. С другой стороны, закон ничего не говорил об ответственности за разглашения сведений, полученных в ходе работы с клиентом. Теперь законодатель исправил это упущение и дополнил статью 17 соответствующим подпунктом.

Пожалуй, самое спорное нововведение. Государство посчитало, что для открытия адвокатского кабинета человек должен отработать 5 лет [9]. А в числе учредителей коллегии должно быть не менее 2-ух адвокатов со стажем не менее тех же 5 лет [10]. Ну что сказать по этому поводу? Можно конечно сослаться на высокое звание российского адвоката и на его ответственность перед клиентами. На необходимость приобрести опыт и знания. Но вот что интересно. Если обратится к закону о статусе судей [11], то можно придти к выводу, что, допустим, председатель суда и его заместитель могут быть назначены на свои должности, не отработав рядовыми судьями и одного года [12]. Формально закон это позволяет.

Читайте также:  Что делать с недобросовестным адвокатом

Тоже важное уточнение. Закон считает, что адвокат ведет деятельность на свой страх и риск. Этим он похож на индивидуального предпринимателя. Недаром закон 212-ФЗ объединяет ИП, адвокатов и нотариусов в одну группу плательщиков страховых взносов. При этом предприниматели платят взносы, даже если они не имеют доходов и не занимаются бизнесом [13]. Однако закон об адвокатуре четко указывал, что адвокат перечисляет взносы в Пенфонд и ФСС РФ только со своих доходов. Получалось, что если адвокат ничего не заработал, то мог вообще не платить.

Изменения в закон перекрыли эту лазейку. Они исключили упоминание о доходах. Теперь адвокат в любом случае обязан перечислять платежи в ФСС и Пенфонд России. Независимо от того, заработал он что-то, или вообще не получил ни копейки. То есть обязанность по уплате взносов зависит теперь только от его статуса.

С момента вступления изменений в силу совет ФПА вправе направлять предписания советам палат субъектов РФ об отмене решений, противоречащих закону об адвокатской деятельности, либо решениям федеральной палаты и ее органов [14]. На самом деле, правильное уточнение. Ранее закон требовал в этом случае созыва конференции для досрочного прекращения деятельности палаты субъекта. Понятно, что до этого не доводили и решали вопрос банальным телефонным звонком либо письмом совета ФПА. Так что в этом случае законодатель просто зафиксировал реальное положение вещей. Но вот далее появляются и новеллы.

Так, если совет палаты субъекта РФ в течение двух месяцев не отменит незаконное решение, то совет ФПА вправе сделать это сам. Кроме того, в этом случае совет ФПА может созвать внеочередную конференцию адвокатов для последующего прекращения полномочий совета палаты субъекта России и приостановления полномочий ее президента.

В этом случае Президент ФПА по своей инициативе или по инициативе вице-президента может возбудить дисциплинарное дело и направить его в адвокатскую палату субъекта России [15]. Тоже разумная мера.

Государство дополнило закон новой статьей, регламентирующей создание и функционирование комиссии по этике и стандартам [16]. Власть хочет стандартизировать деятельность адвокатов. Для этого она официально создаёт комиссию по этике и стандартам. Эта комиссия будет разъяснять адвокатам порядок применения кодекса профессиональной этики и самое главное — разработает стандарты адвокатской деятельности, оказания юрпомощи, а также обобщит дисциплинарную практику. То есть грядет регламентация работы адвокатов, как это принято в государственных и муниципальных органах.

Читайте также:  Как найти адвоката в турции

Данный факт подтверждается и составом комиссии. В нее входят Президент ФПА, девять адвокатов, избираемых съездом, два представителя Минюста РФ, два депутата Госдумы и два сенатора от Совета Федерации. Таким образом, перед нами своеобразный общественно-государственный орган, через который власть будет напрямую влиять на работу адвокатского сообщества.

Итак, новый закон внес серьезные изменения работу адвоката. Прежде всего, он расширил его полномочия, дал определение адвокатского запроса и ввел ответственность за его неисполнение. Если исходить общей концепции новелл, то можно сделать вывод, что статус адвоката начинает все больше походить на статус государственного и муниципального служащего: ответственность за неисполнение запроса, удостоверение- пропуск, стандартизация работы.

С другой стороны увеличивается вмешательство государства в деятельность адвокатского сообщества. Создание государственно-общественного органа – комиссии по этике и стандартам говорит нам о том, что власть серьезно вознамерилась контролировать адвокатскую среду. К чему это приведет, покажет время.

[2] Такие же принципы декларирует западное право. Хотя в реальности адвокаты в тех же США и Англии обладают куда более обширными правами, чем их российские коллеги. Считается, что именно адвокаты управляют Соединенными Штатами. Более того, только в Америке возможна ситуация, когда действующие адвокаты параллельно выполняют государственные задания. Например, тот же Аллен Даллес в 30- ые годы спокойно совмещал адвокатскую работу с дипломатическими поручениями. И никого это особенно не тревожило. Вернуться к статье

[5] Государственные органы, а также иные получатели запроса обязаны дать на него ответ в тридцатидневный срок со дня получения. В случае если требуется дополнительное время на сбор информации, то ответ на запрос может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В предоставлении информации может быть отказано, если запрошенные сведения охраняются законом и к ним ограничен доступ. Вернуться к статье

[12] П.1. ст.11 закона о статусе судей .устанавливает, что полномочия судьи не ограничиваются сроком. В то же время закон ничего не говорит о стаже для занятия должности председателя районного суда. Формально это означает, что новоиспеченный судья может тут же претендовать на должность председателя. Понятно, что в жизни этого никогда не произойдет. Вернуться к статье

Читайте также:  Кто обращался к авто адвокатам

[13] Арбитражная практика по этому вопросу очень противоречива. Некоторые суды встают на сторону ПФР и ФСС, обязывая неработающих предпринимателей платить взносы. Но встречаются также решения, где судьи увязывают уплату взносов с получением доходов от бизнеса. Так что единого мнения нет. Вернуться к статье

Цель совершенствования закона об адвокатской деятельности и адвокатуре – развитие профессии под знаком независимости, самоуправления и демократизации. Об этом заявили участники состоявшихся в Государственной Думе в пятницу, 22 февраля, парламентских слушаний, в ходе которых депутаты обсудили с профессиональным и научным сообществом поправки ко второму чтению законопроекта. Среди наиболее острых вопросов – судьба адвокатов-нарушителей и порядок перевода из одной палаты в другую, ограничение срока пребывания президентов адвокатских палат на своих постах.

Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников

Среди наиболее обсуждаемых в профессиональном сообществе норм – предложение дополнить условия изменения членства в региональной адвокатской палате наличием адвокатского стажа не менее пяти лет и решения Совета палаты, согласованного с Федеральной палатой адвокатов (ФПА). Данная мера обусловлена тем, что ежегодно около 1 500 адвокатов изменяют членство в адвокатской палате, причем большая часть из них – вскоре после сдачи квалификационного экзамена и приобретения статуса адвоката. Данная практика, по сути, представляет собой обход закона, указывают авторы законопроекта.

Он сообщил, что Минюст поддерживает норму о возможности включать в соглашения с доверителем положение о так называемом гонораре успеха.

Член Комитета по государственному строительству и законодательству Олег Быков

Название документа: Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации (с изменениями на 29 июля 2017 года)

Номер документа: 63-ФЗ

Вид документа: Федеральный закон

Принявший орган: Государственная Дума

Статус: Действующий

Опубликован: Российская газета, N 100, 05.06.2002

Парламентская газета, N 104, 05.06.2002

Собрание законодательства Российской Федерации, N 23, 10.06.2002, ст.2102,

Приложение к «Российской газете», N 26, 2002 год

Ведомости Федерального Собрания РФ, N 16, 01.06.2002

Библиотечка «Российской газеты», N 4, 2003 год

Читайте также:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector