Когда примут закон об адвокатской монополии

В этой статье юрист Евгения Санарова отвечает на вопрос «Когда примут закон об адвокатской монополии?»

Процесс продлится до 2023 года, но график может быть скорректирован.

Первый вариант концепции 2015 г. вызвал резкую критику в юридическом сообществе. Новая версия получилась более взвешенной, уверен Новак: тщательно проработана бизнес-составляющая реформы, учитывалась позиция не только адвокатского сообщества, но и юристов, практикующих вне адвокатуры. Что касается ограничений в отношении иностранцев (им разрешат оказывать юридическую помощь только по вопросам своей страны, при условии их регистрации в реестре Минюста и на основе принципа взаимности), то они мало отличаются от общепринятой международной практики. На самом деле такой механизм уже действует, напоминает Новак, и Минюст ведет реестр иностранных адвокатов. Единственное отличие – сейчас законом предусмотрен запрет на осуществление иностранными юристами, не внесенными в реестр, только адвокатской деятельности.

По словам Новака, ведомство обсудит документ с юридическим сообществом, а затем согласует с ведомствами. Проработки с Минфином потребуют поправки в Налоговый кодекс, делающие привлекательным режим налогообложения адвокатской деятельности (сейчас услуги адвокатов не облагаются НДС).

Проект предполагает три этапа реформы. В 2018 г. изменят нормативную базу в направлении повышения привлекательности адвокатуры для юридического бизнеса. Это даст возможность вести адвокатскую деятельность в формах коммерческих корпоративных организаций, заключать соглашения об оказании помощи не только с адвокатом, но и с адвокатским образованием, даст адвокату право работать по трудовому договору и т. д.

В 2019 г. должен быть разработан временный упрощенный порядок перехода практикующих юристов в адвокатуру. Наконец, с 2020 г. начнется третий этап – приема в адвокатуру практикующих юристов по выработанным правилам. И в 2023 г. планируется введение исключительного права адвокатов на оказание платных услуг, включая судебное представительство. Но, предупреждает Новак, этот этап не случайно предусматривает еще и мониторинг происходящих изменений. По мере реализации реформы будет оцениваться ее эффективность: наличие в регионах достаточного числа адвокатов, финансовая доступность юридических услуг для населения – именно с учетом всех этих факторов будет приниматься окончательное решение о введении монополии. Сроки реализации концепции – не догма, а скорее рабочий ориентир, уточняют в Минюсте.

Читайте также:  Когда на адвоката нет денег

Представляя коллегам по комитету законопроект для вынесения на пленарное заседание Госдумы, Крашенинников отметил, что он состоит из нескольких базовых частей.

– Речь идет о том, чтобы договорное представительство, не законное, а договорное, осуществлялось гражданами с высшим юридическим образованием либо со степенью кандидата или доктора юридических наук. Второе в этом тексте – то, чтобы иностранные граждане или юридические лица не имели права [без сдачи дополнительного экзамена] представлять интересы в судах. Ни в одной стране нет такой возможности, чтобы, допустим, российский гражданин мог представлять интересы.

По итогам обсуждения думский комитет рекомендовал законопроект к принятию в первом чтении.

На днях госдума приняла в третьем окончательном чтении Закон об адвокатской монополии. С 1 сентября 2019 г. осуществлять представительство во всех судебных инстанциях и оказывать юридические услуги на платной основе вправе будут только адвокаты.

В это время будет осуществляться прием в адвокатуру лиц, оказывающих юридическую помощь, в том числе в упрощенном порядке. К моменту окончания этапа должен быть обеспечен переход в адвокатуру всех заинтересованных представителей юридического сообщества.

Вступительный взнос во всех палатах будет установлен не менее 15 МРОТ.

Идея введения исключительно адвокатского представительства в гражданских формах судебных процессов существует давно. В частности, такая норма была заложена в ч. 5 ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) в 2002 году. До этого, в 1995–1998 годах, юридические услуги лицензировались.

Можно выделить следующие этапы работы над текущим проектом Концепции:

Идея закона состоит в том, чтобы прописать требования о наличии специального образования у тех, кто хочет представлять чьи-либо интересы в суде. При этом представитель гражданина или организации должен иметь присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности или получить образование по программе с государственной аккредитацией. К иностранным гражданам законопроект предъявляет точно такие же требования.

Читайте также:  Зачем адвокат выписывать ордер

Читайте также:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector