Какой прием использует в своей речи адвокат плевако

В этой статье юрист Евгения Санарова отвечает на вопрос «Какой прием использует в своей речи адвокат плевако?»

Судебная реформа была одним из наиболее последовательных и радикальных преобразований 60-70-х годов XIX века. Многие судебные деятели (П.А. Александров, Н.П. Карабчевский, А.Ф. Кони, В.Д. Спасович, Ф.Н. Плевако) пользовались заслуженным авторитетом в обществе. Высоким профессионализмом, проницательностью и ярким даром слова прославились лучшие русские адвокаты и прокуроры.

Плевако… Во второй половине XIX – начале ХХ в.в. это имя знали все не только в России, но и за ее пределами. В наше время это имя стало до известной степени нарицательным для обозначения выдающегося ораторского таланта.

Ф.Н. Плевако (1843-1908) родился в г. Троицке Оренбургской губернии. Окончив Первую Московскую гимназию, Федор Плевако поступил в 1859 году на юридический факультет Московского университета и в 1864 году окончил его со степенью кандидата прав. Окончание университета совпало со временем объявления основных положений Судебной реформы 1864 г.

Ф.Н. Плевако заявил о себе как оратор очень рано, и к этому были все основания: талант, трудолюбие, обширные знания. Природа наделила его удивительным даром речи. Слушая его, люди поражались той высоте, которую может достичь свобода и легкость речи. Плавные, красивые, стройные переходы в его речах производили большое впечатление на слушателей. Речи Ф.Н. Плевако часто сравнивали с водопадом. Он без малейшего усилия выбрасывал целый каскад слов и все они были к месту, эффектные фразы произносил твердо, звучным голосом, убедительным тоном, речь дышала плавностью и гармонией, что погружало аудиторию в благоговейное молчание перед исключительной увлекательностью и могуществом.

Характерным в этом отношении было нашумевшее дело П.П. Качки, по которому Плевако произнес речь, полную психологического анализа. В 1878 году П.П. Качка жила в Петербурге, посещала университетские курсы, где познакомилась, а потом близко сошлась со слушателем Петербургской медицинской академии дворянином Байрашевским. К моменту их первой встречи Качке было 18 лет. Байрашевский увлекся девушкой и дал обещание жениться на ней, но в дальнейшем отказался от своего намерения, влюбившись в другую женщину. Качка не перенесла измены и во время молодежной пирушки, внезапно оборвав свое пение, вынула из кармана револьвер и выстрелила в висок Байрашевскому. Тот упал замертво. Дело по обвинению Качки в убийстве слушалось в Московском окружном суде.

Читайте также:  Что такое психологическая деформация адвоката

Эпизод речи Ф.Н. Плевако: «Я знаю, что преступление должно быть наказано и что злой должен быть уничтожен в своем зле силой карающего суда. Но присмотритесь к этой, тогда 18-летней женщине, и скажите мне, что есть она? Зараза, которую нужно уничтожить, или зараженная, которую нужно пощадить?

Нравственно гнилы были те, кто дал ей жизнь. Росла она как будто между своими, но у ней были родственники, а не было родных, были производители, но не было родителей. Все, что ей дало бытие и форму, заразило то, что дано. На взгляд практических людей – она труп смердящий. Но правда людей, коли она хочет быть отражением правды Божией, не должна так легко делать дело суда. Правда должна в душу ей войти и прислушаться, как велики были дары, унаследованные, и не переборола ли их демоническая сила среды, болезни и страданий? Не с ненавистью, а с любовью судите, если хотите правды.

Характерной особенностью речи Ф.Н. Плевако по делу П. Качки являлось то, что в ней нет юридического анализа состава преступления и разбора данных,

как отягчающих участь подсудимой. Эта речь защитника вся построена на психологическом анализе происшедшего убийства. Суд определил поместить Качку на лечение в психиатрическую больницу.

Подавляющее большинство речей Плевако построено на психологическом анализе, на глубоком разборе человеческих отношений, складывающихся к периоду возникновения преступления, на характеристике лиц, в той или иной мере причастных к рассматриваемому делу. Этим отличается речь в защиту Бартенева, убившего артистку Висновскую.

Если ко всему этому прибавить ту силу убеждения, с которой произносил речи Ф.Н. Плевако, то станет ясным их влияние на сознание судей, на их решения.

Читайте также:  Как бесплатно проконсультироваться у адвоката

Никто не мог оспаривать того, что Ф.Н. Плевако замечательный оратор, обладающий риторическим талантом. Он свободно прибегал к иронии, умел прекрасно аргументировать, не теряться в споре с противником, удачно выражать участникам процесса. Его речи не были однообразны, они всегда соответствовали обстоятельствам дела. Ф.Н. Плевако умел удачно влиять на чувства слушателей, и для этого в каждом деле он находил нужный и важный материал.

Характерно было и то, что Плевако не ограничивался правовым анализом аспектов дела. Во многих случаях он ставил серьезные социальные проблемы, которые находились в поле зрения русской общественности.

Выступая в качестве гражданского истца на нашумевшем процессе игуменьи Митрофании, долгие годы занимавшейся подделкой ценных бумаг, он произнес такие гневные слова по адресу подсудимой: «…Путник, идущий мимо высоких стен Владычного монастыря, вверенного нравственному

руководительству этой женщины, набожно крестится на золотые кресты храмов и думает, что идет мимо дома Божьего, — а в этом доме утренний звон подымал настоятельницу и ее слуг не на молитву, а на темные дела. Вместо храма – биржа; вместо молящегося люда – аферисты и скупщики поддельных документов; вместо молитвы – упражнения в составлении вексельных текстов; вместо подвигов добра – приготовления к ложным показаниям, — вот что скрывалось за стенами.

Стены монастырские в наших древних обителях скрывают от монаха мирские соблазны, а у игуменьи Митрофании не то…

Это был один из крупных судебных процессов, увеличивших славу Плевако как судебного оратора. Его речь на этом процессе была опубликована большинством русских газет, она проникла на страницы зарубежной прессы. На нее постоянно ссылались, как на образец судебной речи.

Характеризуя творческую деятельность Ф.Н. Плевако, его современники вполне обоснованно делили профессиональную жизнь на два периода. В молодости и среднем возрасте все его лучшие речи, принесшие славу и сделавшие его знаменитым. Во второй творческий период он был оратором менее сильным: к 1900 году падает энергия и внутренняя сила слова, а речи становятся бледнее. Если в первый период его речи отличались бурной горячностью, колоритностью языка, в них чувствовался пульс жизни и они часто давали толчок к размышлениям, то во второй период все более заметной становится усталость и даже некоторая апатия оратора. Сам Плевако чувствует это и все чаще отказывается от выступлений даже в крупных процессах.

Читайте также:  Как не переплачивать адвокату

В 1907 году он тяжело заболел, болезнь прогрессировала, и 23 декабря 1908 года он скончался, оставив неизгладимый след в создании национальной школы ораторского искусства.

Профессиональную карьеру отца продолжил сын.

Читайте также:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector