В этой статье юрист Евгения Санарова отвечает на вопрос «Какие проблемы в адвокатской деятельности?»
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко выступил с лекцией на вебинаре ФПА РФ
27 мая президент Федеральной палаты адвокатов РФ, доктор юридических наук, профессор Юрий Пилипенко открыл очередной обучающий вебинар по программе повышения квалификации адвокатов. В своем выступлении об актуальных проблемах российской адвокатуры Юрий Пилипенко коснулся вопроса об оплате труда адвокатов, участвующих в судопроизводстве по назначению, рассказал о прошедшем 18 апреля IX Всероссийском съезде адвокатов, ознакомил слушателей с важными резолюциями Съезда и обосновал необходимость систематического повышения квалификации адвокатов.
Коснувшись затем Постановления Правительства РФ от 21 мая 2019 г. № 634, устанавливающего градацию размеров вознаграждения адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению органов предварительного расследования или суда, президент ФПА РФ сказал, что примерно 70% адвокатов осуществляют защиту по назначению и в большинстве регионов это является основным источником их дохода.
Юрий Пилипенко напомнил о принятом ранее Постановлении Правительства РФ от 2 октября 2018 г. № 1169, которым внесены изменения в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240.
Президент ФПА РФ особо отметил тот факт, что до принятия Постановления № 634 российские суды начиная с января 2019 г. в качестве финансового обоснования для выплат по новым ставкам ссылались на Решение Совета ФПА РФ от 16 января 2019 г.
Далее президент ФПА РФ остановился на важных решениях, принятых IX Всероссийским съездом адвокатов.
Говоря о резолюции о налогообложении адвокатов, он отметил, что индивидуальные предприниматели и физические лица, оказывающие юридические услуги, в плане налогообложения находятся в более выгодном положении по сравнению с адвокатами, которые платят НДФЛ в размере 13%. Съезд обратил внимание на эту несправедливость, создана специальная рабочая группа, которая занимается подготовкой предложений для органов законодательной власти.
В заключительной части своего выступления Юрий Пилипенко обратился к дисциплинарной практике российской адвокатуры за последние два года. Касаясь вопроса о толерантности органов адвокатского самоуправления и защищенности адвокатов, он привел следующие статистические данные: за 2017–2018 гг. в адвокатские палаты поступило 24,5 тысяч жалоб на действия или бездействие адвокатов при исполнении ими своих профессиональных обязанностей; из них только 10 тысяч (40%) были признаны допустимыми поводами для возбуждения дисциплинарного производства; лишь по 6 тысячам (25%) жалоб вынесены заключения о наличии в действиях адвокатов состава дисциплинарного проступка. По мнению президента ФПА РФ, эти цифры свидетельствуют о том, что органы адвокатского самоуправления более чем толерантно относятся к адвокатам и не усматривают нарушений там, где нет состава дисциплинарного проступка. Он подчеркнул, что лишь около 300 дисциплинарных решений советов палат обжалованы адвокатами в суд, причем количество удовлетворенных исков невелико.
Говоря о необходимости регулярного повышения квалификации адвокатов, президент ФПА РФ напомнил об утвержденном IX Всероссийским съездом адвокатов Стандарте профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров адвокатов, а также заметил, что низкое количество оправдательных приговоров зависит не только от качества российского правосудия, но и от профессионального уровня адвокатов.
Пользуясь случаем, президент ФПА РФ поздравил коллег с наступающим праздником – Днем российской адвокатуры, пожелав им профессиональных успехов и здоровья.
Посмотреть выступление Юрия Пилипенко в записи можно будет в субботу, 1 июня.
Каждый день адвокат сталкивается со сложными моральными проблемами, для решения которых ему приходится выстраивать своё поведение, соблюдая требования законодательства и профессиональной этики. Правовые нормы не устанавливают для адвокатов конкретных правил поведения.
В настоящее время разрабатываются и обсуждаются проекты кодекса профессиональной этики для всего адвокатского сообщества РФ.
Она из проблем касается степени учета интересов клиентов адвоката. Основное предназначение профессии адвоката – оказание юридической помощи тем, кому она нужна – гражданам, организациям, органам государственной власти, общественным структурам. Адвокат должен оказывать помощь, руководствуясь интересам клиента. Однако клиенты, оплачивающие работу адвоката, могут потребовать от него неэтичных действий, например, передать от своего имени судье взятку или вызвать для опроса в суде лжесвидетеля. Данные действия являются не только неэтичными – они незаконны, и поэтому адвокат должен отказать клиенту, основывая свой отказ на принципах закона.
В другом случае клиент может потребовать от адвоката, чтобы тот унизил в суде ответчика или его защитника. Закон прямо не запрещает подобные действия, поэтому адвокат, отказывая клиенту в выполнении его требования, должен опираться на принципы профессиональной этики: принцип уважения к коллегам, принцип уважения к суду и принцип гуманности и уважения к человеческой личности.
Другая моральная проблема возникает, когда клиент лжет адвокату, по каким-либо причинам скрывает от него факты и информацию. Адвокату в данном случае рекомендуется, используя специальные приёмы общения, получить у клиента информацию либо, если это не удается, открыто выразить ему своё недоверие и объяснить, к каким отрицательным последствиям может привести намеренное введение юриста в заблуждение.
Еще одна моральная проблема, с которой адвокаты, как правило, сталкиваются при осуществлении своей деятельности,-это проблема сохранения ими своей независимости и объективности. Адвокаты нередко отождествляются общественным мнением и властями с клиентом и его делом. В том случае, если клиент и его дело непопулярны и вызывают агрессию, то работа адвоката может стать для него, его семьи и его помощников небезопасной: перенесение отрицательных характеристик с клиента и его дела на адвоката может привести к уголовным, Гражданским, административным или моральным санкциям по отношению к нему.
В Кодексе Совета коллегий адвокатов и юридических обществ Европейского сообщества, говорится, что многие из обязанностей, возложенных на адвоката, требуют, чтобы он был абсолютно независим, свободен от любого другого влияния, особенно влияния, которое может быть следствием его личных интересов или внешнего давления. Он должен стараться избегать любой угрозы своей независимости и внимательно следить за тем, чтобы не поступаться своим профессиональным и принципами в угоду клиенту, суду, или третьим лицам.
Независимость необходима адвокату для того, чтобы поддерживать доверие к правосудию и гарантировать клиенту, что его защищают объективно. Он должен быть независим физически, духовно, материально, интеллектуально, нравственно.
В чем проявляется независимость адвоката:
Адвокат может согласиться, но может и отказаться следовать указаниям клиента.
Адвокат может отказать от участия в любом деле на любой стадии.
Адвокат имеет право так строить свою речь и таким образом представлять аргументы суду, как считает это нужным.
Адвокат не может находиться в подчинении любого другого лица, которое не является адвокатом.
Адвокату запрещается действовать в интересах двух и более клиентов, если между этими клиентами существует конфликт интересов- этот запрет гарантирует, что интересы каждого клиента будут защищаться объективно.
Адвокату запрещается заниматься другими видами деятельности – для того, чтобы уберечься от внешних влияний.
Адвокат не должен рассматривать юридическую профессию как доходный бизнес.
Еще одна моральная проблема связана с противоречиями различных мотивов поведения адвокатов. Чтобы избежать этих противоречий или сгладить их, адвокат должен:
Ставить интересы своих клиентов выше собственных.
Поддерживать уважение к правовому государству, уважать суд.
Поддерживать разумные стандарты своего жизненного уровня.
Чтобы избежать конфликта интересов, адвокат не должен принимать поручение и консультировать клиента, если интересы клиента противоречат интересам другого клиента, с которым адвокат связан соглашением о предоставлении правовой помощи.
Попробуем рассмотреть предметно, какие проблемы испытывает на сегодняшний день адвокатское сообщество и какие имеются возможные пути решения этих проблем (но, конечно же, без разработки глобальных и всеохватывающих Концепций).
Вторая проблема — это проблема чисто финансовая. Коммерческий юридический бизнес в ходе своей деятельности применяет тарифы, разработанные адвокатским сообществом для применения исключительно адвокатами. Хуже всего, что именно суды в данном вопросе являются зачинателями хаоса, поскольку при рассмотрения вопроса о взыскания расходов на оплату услуг представителя-не-адвоката применяют именно адвокатские расценки, что, на мой взгляд является в корне не верным. Если представитель-не-адвокат осуществил представительство в суде, то он сам должен доказывать разумность и обоснованных своих расценок, а суд должен дать правовую оценку обоснованности этих расценок. Только так и не иначе.
Еще раз хочу подчеркнуть – с моей точки зрения проблемы адвокатуры на современном этапе возможно решать лишь при условии акцентирования внимания Правительства РФ на тех возможных вариантах, которые не требуют дополнительных расходов государственного бюджета.
Таким образом, в качестве итога, можно сформулировать следующие пути решения назревших проблем адвокатуры при минимальном финансовом участии федеральных органов власти:
- Введение сводного (всероссийского) Реестра субъектов рынка юридической помощи, ведение которого поручить территориальным органам Министерства юстиции РФ;
- Утверждение бланка Типового договора об оказании юридической помощи, обязательного к применению всеми субъектами рынка юридической помощи;
- Установление минимальных расценок на оказываемую юридическую помощь, разработка и утверждение которых возлагается на региональные органы исполнительной власти;
- Запрет на рекламу и оказание бесплатной юридической помощи субъектами рынка юридической помощи.
Указанные положения, по моему мнению, допустимо передать на рассмотрение и утверждение в Правительство РФ в виде проекта соответствующего постановления. Проект указанного постановления я и выношу на Ваше обсуждение.
Ананьев Макcим Олегович
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«О Временных правилах оказания юридической помощи
В целях неукоснительного соблюдения статьи 48 Конституции Российской Федерации, обеспечения законных прав и интересов граждан и юридических лиц и пресечения правонарушений в сфере оказания юридической помощи Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить и ввести в действие с 01.01.2019 г. Временные правила оказания юридической помощи на территории Российской Федерации (прилагаются).
2. Министерству юстиции Российской Федерации:
— в месячный срок разработать и довести до всеобщего сведения порядок ведения Реестра лиц, имеющих право оказывать юридическую помощь;
— по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в двух месячный срок разработать и довести до сведения региональных органов власти правила установления минимальных тарифов на оказываемые юридические услуги;
— в месячный срок подготовить предложения о внесении изменений в действующее законодательство в части применения мер ответственности к субъектам рынка юридической помощи в случае нарушения Временных правил оказания юридической помощи на территории Российской Федерации.
Председатель Правительства РФ
Приложение к Постановлению
Правительства РФ от___ № ___
ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основной задачей Правил является восполнение пробела в правовом регулировании рынка квалифицированной юридической помощи, устранение имеющихся противоречий в применении отдельных норм права, пресечение недобросовестной конкуренции и преступных действий, допускаемых отдельными участниками данного рынка.
Действие настоящих Правил не распространяется на деятельность адвокатов, работу штатных юристов исключительно в интересах организации, с которой они состоят в трудовых отношениях, и случаи оказания бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Юридическая помощь (юридическая услуга) представляет собой вид экономической деятельности, направленный на применение, исполнение или обеспечение норм права либо ненормативных актов органов власти, выполняемый на платной основе лицом, имеющим высшее юридическое образование, на основании заключенного гражданско-правового договора.
Допускается оказание юридической помощи гражданам или юридическим лицам.
Каждый субъект рынка юридической помощи обязан вести учет заключенных договоров на оказание юридической помощи и обеспечить их хранение в течение не менее чем пяти лет после исполнения договора.
5. Оплата оказанной юридической помощи производится заказчиком на основании расценок (тарифов) установленных субъектом рынка юридической помощи с учетом минимальных тарифов на оказание платных юридических услуг, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Субъект рынка юридической помощи обязан проинформировать заказчика о применяемых им расценках (тарифах) на оказываемую юридическую помощь. К заключенному с заказчиком договору об оказании юридической помощи в обязательном порядке должны быть приложены надлежащим образом заверенные копии указанных расценок (тарифов).
6. Субъекты рынка юридической помощи не вправе рекламировать и оказывать бесплатную юридическую помощь, вводить заказчиков в заблуждение относительно результатов оказания юридической помощи, в том числе выдавать какие-либо гарантии достижения этих результатов, а также совершать иные действия, направленные на недобросовестную конкуренцию и получение незаконных доходов.
Дискуссии по поводу Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи будут продолжаться.
Споры действительно будут продолжаться, причем и до реформы, и во время ее проведения, и много лет после того, как она будет завершена, слишком сложны затрагиваемые вопросы, и варианты их разрешения.
Материал адвоката М.О. Ананьева — о той же проблематике, о том, что регулирование рынка оказания юридической помощи не является нормальным. Вполне понятны опасения автора — существует опасность, что адвокатуру «захлестнет» волна нерегулируемых участников юридического рынка. Правда, вряд ли это что-то меняет: очень разные юристы, оказывающие помощь, уже есть и никуда не денутся (да и не должны), они работают рядом с нами, и правила этой работы должны быть общими.
А вот предложения о временном, на переходный период, регулировании, пусть и в форме административного допуска, заслуживают внимания.