Как проводить орм в отношении адвоката

В этой статье юрист Евгения Санарова отвечает на вопрос «Как проводить орм в отношении адвоката?»

Какие признаки беседы с доверителем могут говорить о провокации взятки. Всегда ли суды обращают внимание на отсутствие решения суда о проведении ОРМ в отношении адвоката.

Напоминать об актуальности темы, наверное, излишне. Не проходит недели, чтобы не появилось сообщения об очередном задержании адвоката при покушении на передачу взятки, при этом вторым фигурантом по делу часто выступает следователь, которому эта взятка предназначалась. Особенно в этом отношении показательны новости с сайта СК РФ.

Понятно, что задержанию предшествовал ряд оперативно-розыскных мероприятий. В данном случае таким мероприятием мог быть оперативный эксперимент, в процессе которого были зафиксированы переговоры адвоката с лицом, как передавшим денежные средства в качестве взятки, так и с должностным лицом, которому эта взятка предназначалась.

Давайте разберемся, с какого момента личность адвоката начинает вызывать у правоохранительных органов интерес как к будущему фигуранту уголовного дела о получении взятки. Одним из общих оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий является сообщение о готовящемся или совершенном преступлении; понятно, что в данном случае речь идет именно о подготовке к передаче взятки.

Источником этой информации чаще всего являются родственники подозреваемых (обвиняемых) или сами подозреваемые (обвиняемые), обратившиеся за юридической помощью к адвокату и получившие от него предложение об оказании помощи в форме, пусть и не имеющей отношение к праву, но зато, по заверениям такого адвоката, наиболее эффективной.

Вот именно на этой стадии у гражданина и может возникнуть горячее желание сообщить о поступившем предложении в Управление собственной безопасности МВД России; в качестве альтернативных вариантов могут выступать ФСБ России, Следственный комитет и т. д.

После того как заявление от гражданина принято, наступает стадия доследственной проверки, в ходе которой и принимается решение о проведении оперативно-розыскных действий.

Подразделения уголовного розыска — в полном объеме, установленном Законом № 144-ФЗ.

Подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции — в полном объеме, установленном Законом № 144-ФЗ.

Подразделения собственной безопасности — в полном объеме, установленном Законом № 144-ФЗ.

Подразделения по противодействию экстремизму — в полном объеме, установленном Законом № 144-ФЗ.

Подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы — в полном объеме, установленном Законом № 144-ФЗ.

Подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, — в полном объеме, установленном Законом № 144-ФЗ.

Следственные подразделения лишь имеют право давать поручения о проведении оперативно-розыскных действий, но не имеют право вмешиваться в них, в частности, давать указания о способах проведения оперативно-розыскного действия.

Разумеется, все вышеизложенное должно быть предварено вынесением постановления руководителем подразделения, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Но не будем забывать, что характерной чертой отечественной правовой системы является параллельность существования собственно закона и судебной практики.

Отсюда следует ряд нерадостных выводов:

Для принятия решения о правомерности оперативно-розыскных действий в отношении адвоката не имеет значение, что в процессе оказания им юридической помощи в правоохранительные органы поступила информация о якобы намерении с его стороны передать взятку должностному лицу в целях достижения положительного результата для своего доверителя.

Читайте также:  Как выпустить игрока из тюрьмы если ты адвокат

Чтобы легализовать любое оперативно-розыскное действие в отношении адвоката, достаточно лишь получить сведения о том, что этот адвокат намерен совершить преступное деяние, несовместимое с его статусом.

Тем более что вполне возможна и провокация со стороны правоохранительных органов, направленная на дискредитацию с целью устранения неугодного адвоката из дела.

В то же время для возбуждения уголовного дела, в том числе в отношении лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам, необходимы достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Такие данные могут быть получены преимущественно оперативно-розыскным путем. Никакая иная деятельность не располагает арсеналом сил, средств и методов эффективного решения этой задачи.
Неприкосновенность лиц, указанных в гл. 52 УПК, не может толковаться расширительно. В противном случае их иммунитет превращается в личную привилегию, что означало бы, с одной стороны, неправомерное изъятие из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. I ст. 19), а с другой — нарушение конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (ст. 52 Конституции РФ). В этой связи неприкосновенность, к примеру, депутата, судьи или прокурора должна ограничиваться сферой его профессиональной деятельности только как должностного лица, выполняющего установленные законодательством функции, но не как субъекта преступления.
В частности, как уже было отмечено, депутатская неприкосновенность не означает освобождения парламентария от ответственности за совершенное правонарушение, если оно совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности[46]. Следовательно, проведение OPM может ограничиваться только действиями, составляющими собственно депутатскую деятельность.
Все это свидетельствует о необходимости и допустимости проведения ОРМ, в том числе в отношении лиц, к которым применим особый порядок производства по уголовным делам, однако не объясняет условий их проведения в отношении каждой конкретной категории таких лиц.

Следует иметь в виду, что OPM могут и не нарушать иммунитета названных лиц, если ознакомление с документами, посещение жилья и служебных помещений проводятся с их разрешения, согласия или по их приглашению, в том числе когда скрывается истинная цель OPM или его объект вовсе не ставится в известность о его проведении. Иначе говоря, проведение OPM при таком условии представляется допустимым, не содержит ограничений и не требует судебного санкционирования.
Представляется допустимым и проведение OPM с использованием тактических приемов, при которых сбор информации об объекте, проникновение в помещение, осмотр документов осуществляются с привлечением третьих лиц. Например, посторонний человек присутствует при ведении телефонных переговоров и слышит содержание разговора одного из абонентов, при исполнении служебных обязанностей наблюдает за обстановкой в квартире или служебном помещении.
Следует иметь в виду, что наличие в оперативных материалах информации, отражающей проникновение в помещения, содержание телефонных переговоров, не всегда свидетельствует о ее получении оперативно-розыскными средствами и методами. Дело в том, что такая информация может быть собрана и (или) зафиксирована частными лицами и в дальнейшем лишь обнаружена субъектами (участниками) ОРД. Такая информация является побочным продуктом ОРД. Ее субъекты не преследовали цель специального сбора и последующего использования этой информации. Следовательно, такие их действия не могут квалифицироваться как ограничивающие конституционные права.
Неприкосновенность в сфере ОРД рассматривается исходя из общего смысла и назначения этого правового института, а также с учетом его места в системе норм Конституции РФ. Соответственно, наличие иммунитета не означает освобождение лиц от ответственности за преступное поведение. Поэтому правомерное проведение OPM не образует вмешательства в деятельность депутата, судьи, прокурора, следователя либо иного лица, к которому применяется особый порядок производства по уголовному делу.

Читайте также:  Как милиции задержать адвоката

Роль адвоката в защите прав граждан при проведении в отношении них оперативно-розыскных мероприятий. На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям: 1.

Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности. 3. Федеральных органов государственной охраны. 4. Таможенных органов Российской Федерации.

5. Службы внешней разведки Российской Федерации. 6. Федеральной службы исполнения наказаний.

7. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Оперативно-розыскные органы решают установленные законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, закрепленных в соответствующих законодательных актах Российской Федерации. За ними также закреплено право проводить совместные с работниками уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах.

Сбор образцов для сравнительного исследования.

Оперативный эксперимент. Адвокат, к которому обратился такой гражданин, должен установить следующие факты: 1. Предусмотрена ли Законом об ОРД та цель, для достижения которой осуществлялись оперативно-розыскные мероприятия. 3. Была ли представлена суду информация, содержащая одно из следующих сведений: а) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; б) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; в) о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Дата размещения статьи: 11.05.2016 По жалобе гр.

Абдулхамидова А.Г. на нарушение его конституционных прав положениями ст.

2003. N 9. С. 33, 34. Цит. по: Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л.

Или вы считаете, что по всем действиям содержащим признаки ОРМ выносятся постановления или справки и регистрируются в секретке ?

Но, когда подобную информацию собирает оперуполномоченный, это уже называется оперативно-розыскным мероприятием.

Нет, я так не считаю.

предлагает для ознакомления: ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ (ОРД) В соответст Постановление о признании незаконным действий следователя (допрос и вызов адвоката в качестве свидетеля) Постановление о признании незаконным действий следователя (допрос и вызов адвоката в качестве свидетеля) г.Балашиха. 2011 г. Судья Балашихинского городского суда Московской области Паршин Е.А.

с участием прокурора Алексеева А.А.

заявителя К. при секретаре Фокиной А.А. рассмотрев жалобу К. о признании незаконным проведение в отношении участвующего в уголовном деле №.

К. следственного действия — допрос в качестве свидетеля без судебного решения, В Балашихинский городской суд в порядке ст. Адвокатская тайна Профессиональная независимость адвоката является необходимым условием доверия к нему.

Сущность адвокатской деятельности держится на абсолютном доверии клиента своему адвокату, основанному на полной уверенности первого, что все сведения, переданные им адвокату, ни при каких обстоятельствах не станут достоянием гласности.

Или вы считаете, что по всем действиям содержащим признаки ОРМ выносятся постановления или справки и регистрируются в секретке ?

Читайте также:  Что будет если допросить без адвоката

Но, когда подобную информацию собирает оперуполномоченный, это уже называется оперативно-розыскным мероприятием. А для проведения ОРМ нужны основания. Я почему прятался спросите, так клиента -то того под стражу возьмут, а он морально не готов еще Сильно сомневаюсь я, что их действия в моём случае (пока я козни строил) ОРМ назвать можно.

Нет, я так не считаю.

Когда проведение оперативных мероприятий и следственных действий в отношении адвокатов не требует санкции суда К каким ошибкам приводит расширительное толкование правил ст.

8 Закона об адвокатуре Критерии законности обыска в адвокатском кабинете с точки зрения ЕСПЧ Между тем ни определение Московского городского суда, ни постановление КС РФ не дает четкого ответа на вопрос, требуется ли судебное решение на проведение ОРМ в отношении адвоката (и, если требуется, то в каких конкретно случаях). Справедливости ради следует отметить, что приведенного выше подхода придерживаются далеко не все правоприменители. Районный суд на основании представления прокурора дал заключение о наличии в действиях адвоката Щ.

В дальнейшем решением того же суда оно было признано незаконным как нарушающее ст. 8 Закона об адвокатуре. Применительно к обстоятельствам данного дела ЕСПЧ признал, что обыски

Отсутствуют запреты на проведение осмотра, обыска и выемки в адвокатских помещениях, проверок и изъятия материалов адвокатского производства.

В России адвокатская тайна тоже должна быть защищена аналогичными нормами. 4. Отсутствует запрет на проведение в отношении адвоката оперативно-розыскных мероприятий.

Полагаю, что и в Российской Федерации адвокатская тайна должна быть защищена подобным образом. 5. Не все субъекты адвокатской тайны указаны в ее законодательном определении. В законодательном определении адвокатской тайны, содержащемся в части 1 ст.

8 Закона No 63-ФЗ, указаны только два ее субъекта — адвокат и его доверитель. Полагаю целесообразным включение всех вышеуказанных субъектов адвокатской тайны в ее определение, содержащееся в части 1 ст.

8 Закона No 63-ФЗ, т.е. сделать то, что, опять же, уже давно сделано во многих государствах СНГ.

о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; б) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; в) о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Рассмотрим действия адвоката в ситуации, когда уголовное дело прекращено или в его возбуждении отказано и при возбужденном уголовном деле. Если суд признает решение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю необоснованным, судья может обязать этот орган предоставить заявителю эти сведения.

преступлениям средней тяжести, тяжким и особо тяжким в отношении трех категорий лиц: подозреваемых, обвиняемых и лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

Читайте также:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector