В этой статье юрист Евгения Санарова отвечает на вопрос «Можно ли адвокату подрабатывать?»
О возможности заниматься иной оплачиваемой деятельностью
Первый и простой обывательский вывод – почему бы и нет. В конце концов, если бы я-таки был королем, то я был бы очень хорошим королем, а жил бы даже лучше, чем король, ведь в свободное время немного бы шил на дому.
Кому это мешает?
Но давайте немного отойдем от обывательского взгляда и посмотрим на причины и последствия.
Безусловно, если коллега успешен в профессии, организован и имеет время на хобби, которое периодически даже приносит деньги, можно только за него порадоваться, тем более что по последним научным данным при достижении успеха в какой-либо сфере деятельности полезно менять ее либо добавлять новую.
Профильный закон теперь, в отличие от первоначального жесткого текста, прямо запрещает лишь работу по найму.
И, к сожалению, совмещение в абсолютном большинстве случаев вызывается, в основном, отсутствием способности к извлечению средств к существованию из основной профессии.
То есть, низким профессиональным уровнем.
Кто-то сейчас возмутится и скажет, что знания и юридические навыки не есть гарантия притока клиентуры. Абсолютно согласен, но они и не критерий профессионализма.
Профессионал – это лицо, зарабатывающее деньги с использованием навыков, остальные – квалифицированные любители. Как сборная Исландии по футболу.
Происходит дополнительная депрофессионализация сообщества, хотя оно и без того сильно депрофессионализировано по ряду объективных исторических причин. И такая тенденция, к сожалению, – признак упадка.
В итоге мы не сможем различить – это адвокат взял рубанок или столяр выступает в прениях.
Но ситуация снова не так однозначна. Чем вызывается низкий профессионализм?
В первую очередь тем, что программа высшего юридического образования не дает необходимых адвокату знаний. И я сейчас не говорю о преподавании сугубо правовых дисциплин.
Не преподается или слабо преподается экономика профессии, не учат правильному составлению процессуальных документов, не учат риторике и профессиональной письменной речи, не учат общению с клиентом, пониманию его действительных потребностей, не учат зарабатывать адвокатской практикой, формировать цену своей работы, отсутствуют реально нужные прикладные дисциплины. в итоге выпускник никак не готов быть адвокатом.
Что делать? Ответы в теории просты – равняться на медиков, увеличивать сроки и этапы обучения. Делать обязательной школу молодого адвоката сроком на год. Вводить в такой школе вступительный и выпускной экзамены. Установить, что до выпуска из школы адвоката лицо имеет право быть только помощником адвоката.
По результатам выпускного экзамена допускать к стажировке, увеличив полномочия стажеров, потому что сейчас уровень самостоятельных полномочий стажера и помощника – это курьер. Увеличивать срок стажировки до трех лет. Делать стажировку экономически выгодной для адвокатов кураторов. По результатам стажировки сделать обязательным рекомендательное письмо куратора для допуска к экзамену.
На этапе стажировки и обучения будущий адвокат вполне может подрабатывать и в других сферах. Заодно могут отсеяться люди, которые предпочтут иные виды деятельности.
Также необходимо отметить, что спасением будет и введение найма адвоката адвокатом. Очень часто приходится встречаться с ситуацией, когда талантливые адвокаты не умеют строить финансовые отношения с клиентом, не умеют организовывать график.
И в таком случае найм – это панацея, ведь он позволяет оставить таким узким талантам чистую юриспруденцию, а вопросы привлечения клиентуры, финансов, графиков и расписаний оставляет тем, кто в этом разбирается.
Также, работая по найму, смогут набирать практику и молодые адвокаты.