В этой статье юрист Евгения Санарова отвечает на вопрос «Можно ли работать адвокатом в исламе?»
Только вот подобная обязанность не возложена на нас Милостивым Создателем.
Не обязал Он ни одного из Своих рабов необходимостью искать недостатки в братьях по вере.
Деятельность, принёсшую нашей умме только один результат – мусульмане забыли о том, что должны оставаться братьями в любой ситуации и в любой ситуации должны находить как можно больше оправданий другому мусульманину. Нужно быть адвокатами.
Только в этом случае возможно улучшение нравственности в мусульманском обществе.
Даже в поведении родителей мы успешно находим недочёты и упрекаем их.
Однако не видим своих презренных грехов, под тяжестью которых и голову не должны были бы поднимать.
Вспомним о том, что у нас у всех одна цель – это достижение довольства нашего Господа, и здесь мы должны быть не противниками, а союзниками! Только вместе мы можем стать опорой Ислама.
Даже если мы уверены в своей правоте и заблуждении брата по вере, не следует забывать о том, что наши суждения, прежде всего, субъективны, на какие бы объективные факты они не опирались.
Для мусульманина лучше подумать хорошо о другом мусульманине и сделать дуа о его исправлении, а Аллах – Знающий, и если человек действительно ошибается, иншааллах, Всевышний наставит его, если же нет, проявившему терпение запишется вознаграждение за доброе отношение к своему брату.
Давайте во взаимоотношениях с братьями будем руководствоваться именно этими словами, а не требованиями нашего нафса.
Да поможет нам Аллах укрепить и объединить умму мусульман и сделает нас из числа рабов Своих, которыми Он доволен!
Счастья вам в обоих мирах, дорогие братья и сёстры!
ХУКМ РАБОТЫ АДВОКАТОМ
Спросили шейха ‘Абдуль-‘Азиза ибн База, да помилует его Аллах:
Вопрос: Каково постановление шариата относительно работы адвокатом ?
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана, да хранит его Аллах:
Вопрос: Каково ваше мнение о работе адвокатом, чтобы защитить людей и торговлю, кот. вовлечены в риба ?
«Нет ничего плохого в том, чтобы человек выступал в качестве защитника интересов какого-то человека в споре, но это зависит от типа спора:
1 – это случай, когда адвокат знает о деле, и знает, что в нём нет лжесвидетельства, обмана, мошенничества и ухищрений, и отстаивает права подопечного, предоставляя доводы и разъясняя дело, то это разрешено.
2 – это случай, когда идёт защита лжи, или адвокат выступает от имени лжи, т.е. является заместителем обманывающего в этом процессе, то это запрещено.
Аллах Всевышний сказал своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует:
وَلا تَكُنْ لِلْخَائِنِينَ خَصِيمًا
Не будь заступником для изменников (обманывающих)
(сура ан-Ниса, 105)
И мы знаем, что если в этом деле не будет лжесвидетельства и обмана, и будет отстаивания истины, то тогда это будет дозволенным. Особенно, если тот, кто обращается за защитой, будет слабым и не сможет отстоять сам свою правоту. И защита слабого тому кто сильнее его является дозволенной в шариате.
Аллах Всевышний сказал (смысл):
И если тот, кто берёт в долг, будет слабоумным или немощным, и не может сам диктовать, то пусть диктует его доверенный по справедливости
аль-Бакара, 282
(сборник фетв шейха аль-Фаузана 3/288,289)
ДОПУСТИМАЯ РАБОТА ДЛЯ ЖЕНЩИН
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, да помилует его Аллах
Вопрос: «Каковы разрешенные виды работы для мусульманки, где она может работать, не входя в противоречие с учением ее религии?»
Ответ: «Допустимые места работы для женщин это такие места, которые предназначены исключительно для женщин. Например, она может работать в сфере женского образования на должности администрации, или другой. Она также может работать на дому портнихой для женщин и так далее.
Не разрешено для нее работать в сферах, предназначенных для мужчин, потому что в таком случае она будет вынуждена смешиваться с мужчинами, что является огромной фитной, которой человек должен остерегаться. Необходимо понимать, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Я не оставил после себя искушения более пагубного для мужчин, чем женщины, и воистину, первое искушение сынов Исраила было связано с женщинами”. (Муслим, 4923, 4925)
Мужчина должен удерживать свою семью и свою жену от попадания в такие искушения и причины их создающие при любых обстоятельствах».
Шейх Мухаммад Ибн Салих аль-Усеймин, источник: «Фатауа аль мар’а», 139
ЛУЧШИЙ СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ЖИЗНЬ
Шейху Ислама Ибн Теймийе был задан следующий вопрос:
Он, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, ответил:
«Лучший способ заработать на жизнь – это упование на Аллаха, вера в полноту Его заботы о тебе и хорошее мнение об Аллахе. Это означает, что тот, кто стремится заработать себе на жизнь, должен обратиться к Аллаху и просить Его.
Всевышний Аллах сказал в Своей Книге:
Хотя в этом аяте идёт речь о пятничной молитве, это относится ко всем молитвам.
Друг Аллаха (Ибрахим), мир ему и благословение Аллаха, сказал:
Это – повеление, а повеление требует повиновения.
Поиск помощи Аллаха и обращение к Нему в вопросе пропитания и других вопросах, является великим принципом.
Затем, ему следует быть великодушным в зарабатывании денег, чтобы снискать в этом благословение для себя, и не следует проявлять в этом чрезмерность или жадность.
К деньгам нужно относиться как к туалету, в котором есть необходимость, но не занимает места в сердце, а стремление заработать должно быть подобно стремлению отремонтировать этот туалет.
Всевышний Аллах сказал:
Что касается определения конкретных способов зарабатывания на жизнь, будь то ремесло, торговля, строительство, земледелие и другие виды работ, то это зависит от человека, и я не знаю общего правила в этом вопросе.
Однако, если человек решил работать в какой-либо отрасли, пусть попросит благословения и помощи Аллаха в молитве Истихара, как учил нас учитель всего наилучшего, да благословит его Аллах и приветствует. В этой молитве есть великое благословение (барака
ХУКМ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
Шейх Абдуль-Азиз Ибн Баз, да помилует его Аллах
Вопрос: «Некоторые люди видят дозволенность работы женщины вместе в другим мужчиной, например, как работа в больнице. Доказательством они берут пример некоторых сподвижниц, которые участвовали в походах и заботились о раненных сподвижниках. Каково же истинное положение этого в Исламе?»
Ответ: «Положение этого в Исламе известно — обязанностью для женщины является работать вместе с женщиной, а мужчинам работать вместе с мужчинами. Необходимо верующим мужчинам и женщинам опасаться запретного уединения, которое может привести их к разврату, к распространению нечестия и совершению порицаемого. Всевышний приказал верующим мужчине и женщине отдаляться от всех причин, ведущих ко злу. И нет сомнений в том, что запретное уединение — одна из причин, ведущих к распространению зла. Несомненно то, что работа женщины с женщинами, а мужчины с мужчинами — одна из причин, обеспечивающих сохранность и безопасность. Поэтому как сказал Всевышний:
«И ваше место пребывания в ваших домах и не одевайтесь так, как вы одевались во времена джахилийи» (33:33) — это сказал Всевышний, потому что эти причины обеспечивают сохранность.
Также как сказал Всевышний: «И скажи верующим мужчинам, чтобы они потупляли свои взоры и охраняли свои половые органы. Поистине, Аллах Сведущ в том, что они творят» (24:30).
Также как сказал Всевышний: «И скажи верующим женщинам, чтобы они потупляли свои взоры и охраняли свои половые органы» (24:31).
Также сказал Всевышний: «И если вы будете спрашивать — то спрашивайте через завесу. Это чище для ваших сердец и для их сердец» (33:53).
Для каждого пола своё место предназначения и каждому необходимо усердствовать и приносить пользу на своём поприще.
А что касается работы женщины во время походов — то их вынудила к этому необходимость по причине малочисленности мусульман на то время и сильная потребность в том, кто будет помогать в лечении больных и раненных, доставлять медикаменты и провизию. В подобных случаях, если к этому склоняет сильная нужда и используются все методы сохранности и обеспечение целомудренности, то подобные действия разрешены. Также, к примеру, если отсутствует врач-мужчина, специализирующийся в области определенного заболевания, то разрешается воспользоваться услугами врача-женщины, используя при этом все средства, обеспечивающие сохранность и отдаление от греха.
И ни в коем случае не надлежит сопоставлять людей того времени с нынешним поколением, которые слабы в своей религии, слабы в богобоязненности и стеснительности. А то поколение описано только лишь похвальными качествами: они обладали крепкой религией, богобоязненностью, были достойны доверия. Поэтому не сравнятся те и эти. Поэтому мы нуждаемся в высококвалифицированных врачах из числа мужчин и женщин. Врачи-мужчины лечат мужчин, врачи-женщины лечат женщин, но во время острой необходимости существуют конкретные положения, связанные с этим»
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Работа в качестве юриста отнюдь не обязательно означает, что человек становится кафиром. Если внимательно рассмотреть адвокатскую деятельность, можно понять, что в нее не включается вынесение религиозного и вообще какого бы то ни было судебного решения. Адвокатура — это выступление в качестве делегата или представителя (вакиля) того или иного человека в случае наличия спорных вопросов. А это шариатом разрешено при условии, что юрист не помогает своему клиенту в попрании прав других людей, не использует ложные показания и не выдвигает лживые утверждения. Если иск касается прав, отнятых недозволенным способом, то Вам разрешается выступить от имени данного клиента для восстановления его прав и прекращения несправедливости. Это подпадает под категорию помощи в праведности и набожности. Но если дело подразумевает попрание прав других людей, Вам не разрешается быть представителем такого клиента, поскольку это относится к категории помощи в грехе и преступлении. А, как известно, аят Корана гласит: