Как принимали в адвокатуру в 1980

В этой статье юрист Евгения Санарова отвечает на вопрос «Как принимали в адвокатуру в 1980?»

За период советской адвокатуры с 1939 по 1980 годы было принято четыре нормативных акта, регулирующих адвокатскую деятельность, по которым отслеживается как изменялась адвокатура в указанный период.

Советская адвокатура образца 1939 года формально была независимой от государства, однако Народный комиссариат юстиции осуществлял организацию и общее руководство деятельностью коллегий адвокатов, наложенное на адвоката дисциплинарное взыскание можно было обжаловать в Наркомюст, народный комиссар имел право отвода принятых в коллегию адвокатов.

Так, для поступления в адвокатуру предъявлялись более серьезные профессиональные и образовательные требования. Адвокатом мог стать гражданин СССР, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы не менее двух лет, либо прошедший стажировку в коллегии адвокатов не менее шести месяцев. В виде исключения в члены коллегии адвокатов могли быть приняты с разрешения Совета Министров республики, Московского, Ленинградского горсовета лица без высшего юридического образования при наличии стажа работы по специальности юриста не менее пяти лет. Подверглись изменению и основания исключения из коллегии: профессиональная непригодность, систематическое нарушение правил трудового распорядка и недобросовестное выполнение обязанностей, получение денежного вознаграждения, не попавшего в кассу юридической консультации, совершение проступков, порочащих звание советского адвоката, совершение преступления. Несколько изменилась и структура адвокатского самоуправления, появилась ревизионная комиссия, в коллегиях насчитывающих более 300 адвокатов вместо общего собрания членов могла созываться конференция. Административные функции по прежнему возлагались на избираемый общим собранием президиум во главе с председателем.

Внутренними (корпоративными) органами вновь созданных коллегий были общее собрание членов коллегии и президиум. Существовал и определенный ценз для приема в адвокаты – высшее юридическое образование и стаж практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года.

Читайте также:  Когда будут квалификационные экзамены адвокатов

Адвокатура не упразднялась и в период Великой Отечественной войны, хотя права обвиняемых и адвокатов в военных трибуналах были существенно ограничены.

Далее важной вехой в истории отечественной адвокатуры стало принятие Положения об адвокатуре РСФСР 1962 г. Фактически именно этот документ стал ключевым в оформлении действующей и поныне двухуровневой системы профессиональных прав адвоката-защитника: первый уровень прав определялся отраслевым актом (положением, законом), второй – уголовно-процессуальным законодательством (в РСФСР – УПК РСФСР 1960 г.).

Также Положение 1962 г. определило статус адвокатского запроса – адвокатам было предоставлено право запрашивать справки, характеристики и другие документы из государственных и общественных организаций (ст. 26) и устанавливало гарантии сохранения адвокатской тайны (ч. 7 ст. 52, ч. 2 ст. 72). Кроме того, адвокатам отныне было официально разрешено оказывать юридическую помощь не только гражданам, но и предприятиям, организациям, включая государственные, а также колхозам и совхозам.

При этом структурно адвокатура сохранила ранее созданную систему: работа на местах (с людьми) велась через открытые коллегиями юридические консультации, а органами адвокатского самоуправления были общие собрания коллегий адвокатов, их президиумы и ревизионные комиссии. Общее же руководство (кураторство) деятельностью адвокатуры возлагалось на Министерство юстиции каждой конкретной союзной советской республики. О независимости адвокатуры в полной мере, однако, речь по-прежнему не шла, потому что органы юстиции имели право на исключение адвоката из профессии, а руководство коллегий (избранные председатели президиумов и их заместители) проходили обязательную процедуру утверждения в Минюсте.

В 70-е гг. законодатель сделал попытку расширить права адвоката (а больше обвиняемого), разрешив участие адвоката на стадии предварительного расследования любого уголовного дела при вынесении соответствующего постановления прокурора. Однако и это было предсказуемо, норма на практике оказалась мало востребованной…

Читайте также:  Как меня обманул адвокат

Наконец, в 1977 г. была принята Конституция СССР, в которой статус адвокатуры впервые был закреплен отдельной статьей (ст. 161), следом за этим последовали Закон об адвокатуре СССР 1979 г. и Положение об адвокатуре РСФСР 1980-го, а также модернизация уголовно-процессуального законодательства – в части усиления адвокатского статуса и расширения прав защитников. В частности, было законодательно закреплено участие адвоката на стадии предварительного следствия и усилены гарантии сохранения адвокатской тайны: был введен прямой запрет на допрос адвоката в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением обязанностей защитника или представителя.

Кроме того, появились категории дел, по которым адвокатами оказывалась гражданам бесплатная юридическая помощь (за счет государства): например, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой.

Но и без этой показательной порки (которая, впрочем, не привела к тяжким для адвокатуры последствиям, в том числе благодаря блестящей работе адвоката Г.М. Резника) далеко не все советские адвокаты были… собственно адвокатами. Особенно, когда речь шла о политически мотивированных уголовных процессах в 60–80-х гг.

Единственной организационно-правовой формой деятельности адвокатов по Положению 1980 г. являлась коллегия ад­вокатов.

Коллегии адвокатов создавались по принципу административно-территориального деления субъектов Российской Феде­рация и могли быть республиканскими, краевыми, областными и городскими. С согласия Министерства юстиции, когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям, могли образовываться межтерриториальные и другие коллегии адвокатов.

Органами коллегии адвокатов являлись: общее собрание (конференция) членов коллегии — высший орган коллегии, президиум коллегии — исполнительный орган и ревизионная комиссия — контрольно-ревизионный орган.

По общему правилу в члены коллегии адвокатов могли быть приняты только граждане, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет.

Читайте также:  Почему именно адвокат

Такая организация адвокатуры позволила ей во взаимоотношениях с Советским государством сохранять определенную автономию. Она осталась, по крайней мере формально, самоуправляемой корпорацией н не стала придатком государственного и партийного аппарата. Будучи негосударственными организациями и находясь вне системы жесткого административного управления, коллегии могли самостоятельно решать такие важные вопросы профессиональной деятельности, как, например, касающиеся дисциплины и финансовых расходов.

Радикальные изменения отношений собственности, происшедшие в нашей стране начиная с 90-х годов XX века, обострили проблемы создания адвокатуры, способной эффективно защищать права граждан, и прежде всего отстаивать их права в сфере предпринимательской деятельности.

Было очевидно, что Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 года безнадежно устарело и не отвечало задачам времени.

Читайте также:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector