Что такое адвокатура и прокуратура

В этой статье юрист Евгения Санарова отвечает на вопрос «Что такое адвокатура и прокуратура?»

Конституционное право : а двокатура и прокуратура

Целью данной работы будет являтся рассмотрение механизмов функционирования адвокатуры и прокуратуры на современном этапе, а именно после принятия закона. Но это не означает, что мы вообще откажемся от сравнительного и ставнительно-исторического анализа данных составляющих конституционного права. Заметим, что анализ адвокатуры и прокуратуры будет проведен на основе российского законодательство, а значит мы берем во внимание только российское конституционное право.

Важно подчеркнуть, что современные функции прокуратуры в России в значительной степени напоминают те, что были у нее во времена Петра I, когда «око государево» обеспечивало выполнение высочайших указов правительственными органами, их чиновниками и судами. Они имеют мало общего с функцией прокуратуры в странах с развитой демократией. В данной работе мы также остановимся на несовершенстве организации не только прокуратуры, но и адвокатуры в РФ.

Глава I . Понятие адвокатуры и прокуратуры.

Прокуратура в в большинстве стран — это система государственных органов, осуществляющих надзор за расследованием уголовных преступлений и представляющих государство в судебном процессе. Прокуроры состоят и действуют, как правило, при судах, образуя иерархическую систему, аналогичную судебной, они составляют вместе с судьями единый профессиональный корпус магистратов, подчиненный в административном плане министру юстиции (в некоторых странах его называют генеральным прокурором-атторнеем).

В Российской Федерации, как в СССР, и в других государствах СНГ, прокуратура — особая государственная структура, призванная осуществлять надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Этот надзор не распространяется лишь на высшие федеральные органы законодательной и исполнительной власти и на суды. При этом прокуратура реализует и функции, свойственные зарубежным прокурорским органам: осуществляет надзор за расследованием уголовных дел и сама ведет следствие, поддерживает от имени государства обвинение в суде, участвует в гражданском процессе для защиты интересов государства и прав граждан, осуществляет надзор за местами лишения свободы.

Конституция РФ 1993 г. в отличие от ранее действовавшей Конституции РСФСР не определяет круг задач и компетенцию Прокуратуры РФ. В Конституции прокуратуре отведена не глава, как раньше, а единственная статья 129 (в главе о судебной власти), которая, определив Прокуратуру РФ как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору РФ, устанавливает лишь порядок назначения прокуроров на должность (части 2 и 3) и отмечает, что полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры РФ определяются федеральным законом (статья 129, часть 14). Такой федеральный закон был принят в ноябре 1995 г. в форме внесения изменений и дополнений в ранее действовавший Закон “О Прокуратуре Российской Федерации”. Он определяет основные параметры организации Прокуратуры как системы соподчиненных органов, ее функции, статус работников Прокуратуры (прокуроров и следователей), порядок назначения на должность, подчиненность и освобождение от должности, предмет и порядок осуществления прокурорского надзора, участие прокурора в рассмотрении дел судами. В системе не только прокурорских органов, но и в системе высших федеральных органов как ее высшее звено особое место занимает Генеральный прокурор РФ [10, с. 41].

Читайте также:  Зачем вам помощь адвоката

Хотя в Конституции сказано, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, прокуроры по-прежнему поддерживают государственное обвинение в судах менее чем по половине рассматриваемых уголовных дел. Нагрузка на следователей превышает разумные нормы, а качество предварительного следствия и прокурорского надзора за ним не выдерживает критики. У прокуратуры не нашлось достойного ответа на качественные и количественные изменения в преступности, происшедшие в 90-е годы.

Предмет надзора прокуратуры РФ — это:

— соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами [10, с. 23].

Прокуратура занимается уголовным преследованием лиц, совершивших преступления. Действуя как представитель государства, она поддерживает публичное обвинение в суде (в делах частного обвинения прокуратура не участвует), осуществляет надзор за местами заключения, в странах тоталитарного социализма осуществляет общий надзор за законностью. Иногда прокуратура существует при министерстве юстиции (на­пример, в США обязанности генерального прокурора возложены на ми­нистра юстиции), но бывает выделена в отдельную систему, подотчетную парламенту или президенту либо обоим этим органам (Испания, Италия, Украина и др.). В некоторых странах прокуроры состоят при судах и не образуют единой иерархической системы (Франция). В ряде государств органов прокуратуры вообще не существует (Великобритания) и функции прокуроров выполняет адвокатский корпус, а в важных делах участвует директор публичных преследований.

Следователи могут быть подчинены прокурорам и входить с ними в единую систему, состоять при судах (так называемые следственные судьи) или составлять отдельную систему, возглавляемую органом типа следственного комитета.

Адвокатура — это общественная самоуправляющая-организация, призванная на основе закона оказывать юридическую помощь физическим и юридическим лицам.

В Законе об адвокатуре Российской Федерации от 20 ноября 1980 г. исчерпывающе сформулированы задачи адвокатуры, из которых основная — оказание юридической помощи гражданам и организациям. Адвокатура содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству других лиц. Выполняя свои задачи, адвокаты оказывают следующие виды юридической помощи: дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству; составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера; осуществляют представительство в суде, арбитраже и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях; участвуют в предварительном следствии и суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков и т.д.

Читайте также:  Когда зародилась адвокатура

Организационной формой адвокатуры является коллегия адвокатов — добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Предложение об образовании коллегии направляется по заявлению группы учредителей в Министерство юстиции Российской Федерации, которое при положительном решении передает его в исполнительный орган субъекта Федерации.

В республиках в составе России образуются республиканские коллегии адвокатов, в краях и областях -краевые и областные коллегии, а с случаях, предусмотренных Положением об адвокатуре, — городские коллегии адвокатов (например, Москвы и Санкт-Петербурга).

С согласия Министерства юстиции Российской Федерации, когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям, могут быть созданы межтерриториальные и другие коллегии адвокатов. Коллегии являются юридическими лицами, имеют печать и штамп. Общее собрание коллегии созывается не реже одного раза в год; в коллегии, насчитывающей более 300 адвокатов, вместо общего собрания может проводиться конференция [8, с.52].

Общее собрание (конференция) является правомочным при участии в нем не менее двух третей состава членов коллегии. Все вопросы общим собранием (конференцией) решаются большинством голосов адвокатов, участвующих в голосовании. Общее собрание (конференция) созывается по инициативе президиума коллегии адвокатов, по предложению Министерства юстиции республики в составе России, краевого, областного управления юстиции, а также по требованию не менее одной трети состава коллегии.

Полномочия общего собрания (конференции), президиума и ревизионной комиссии, права и обязанности председателя президиума коллегии адвокатов определяются Положением об адвокатуре. Так, согласно Положению об адвокатуре Российской Федерации общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов избирает президиум коллегии и ревизионную комиссию; устанавливает численный состав, штат, смету коллегии; заслушивает и утверждает отчеты о деятельности президиума и ревизионной комиссии; утверждает по согласованию с профсоюзными органами правила внутреннего распорядка коллегии адвокатов; определяет порядок оплаты труда адвокатов; рассматривает жалобы на постановления президиума; может досрочно отозвать членов президиума и ревизионной комиссии, не оправдавших оказанного им доверия; решает другие вопросы, связанные с деятельностью коллегии.

Руднев В. Генеральный прокурор против суда присяжных // Известия, 1993, 10 марта.

См. Прокуратура Российской Федерации. Концепция развития на переходный период / Под ред. Ю. И. Скуратова. — М., 1994.

Скуратов Ю, Разрушать или реформировать? // Российская Федерация. — 1995.-№ 7. — С. 52.

См. Курс советского уголовного процесса / Под ред. А. Д. Бойкова и И. И. Карпеца. — М., 1989; Бойков А., Демидов И. О концептуальных вопросах совершенствования уголовно-процессуального законодательства // Соц. законность. — 1990. — № 1; Бойков А. Конституционные проблемы судебной власти // Вестник Верховного Суда СССР. — 1991. — № 7; Его же. Проблемы судебной реформы // Государство и право. — 1991. — № 4 и др.

Читайте также:  Как работает платный адвокат

Прокуратура Российской Федерации. Концепция развития на переходный период. — М., 1994. — С. 39.

В первом полугодии 1993 г. суды РФ рассмотрели дел об административных правонарушениях на 716 663 лица.

Такая формулировка предлагалась и при обсуждении Концепции развития прокуратуры на переходный период, хотя в текст ее не вошла.

Закон об адвокатуре в СССР от 30 ноября 1979 г., ст. 3; Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г., ст. 3.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве от 13 ноября 1989 г., ст. 15.

Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г., ст. 33, действующее и ныне.

Критические данные о деятельности советской адвокатуры содержатся и в публикациях таких авторов, как А. Я. Киселев, Г. М. Шафир, Г. П. Саркисянц, М. А. Розенберг и др.

См., напр., Уголовная защита бедных в Нью-Йорке. — Нью-Йорк, 1987.

Коммунист. — 1988. — № 10. — С. 87.

Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ — 1992. — № 25. — ст. 1389.

Среди опубликованных был и наш проект, подготовленный по поручению Министерства юстиции РФ. Его авторами были: А. Д. Бойков, М. А. Гофштейн, В. С. Репин (Сов. юстиция. — 1990. — № 22. — С. 27–29).

Сухарев И. Ю. Адвокатура России: что и кто мешает ее развитию и эффективной деятельности // Юрист. — 1995. — № 2(4). — С. 31.

Сов. юстиция. — 1990. — № 22. — С. 27–29.

Из ст. 11 Президентского проекта Закона об адвокатуре в РФ, внесенного в Государственную Думу 12 января 1995 г.

Козлов Н. Страсти по адвокату // Российская газета, 1996, 24 мая.

Учитель на уроке об­ще­ст­во­зна­ния рас­ска­зы­вал своим уче­ни­кам о си­сте­ме за­щи­ты прав граждан. Срав­ни­те ад­во­ка­ту­ру и прокуратуру. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт различия.

1) от­ста­и­ва­ет ин­те­ре­сы граждан

2) ока­зы­ва­ет юри­ди­че­ские консультации

3) яв­ля­ет­ся го­су­дар­ствен­ным органом

4) при­ни­ма­ет уча­стие в уго­лов­ном судопроизводстве

Черты сходства Черты отличия

Сходства: от­ста­и­ва­ет ин­те­ре­сы граждан; при­ни­ма­ет уча­стие в уго­лов­ном судопроизводстве.

Отличия: ока­зы­ва­ет юри­ди­че­ские консультации (только адвокатура); яв­ля­ет­ся го­су­дар­ствен­ным органом (только прокуратура).

Читайте также:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector